Военно воздушные силы

Ракета класса воздух — воздух Р-73

Ракета класса «воздух - воздух» Р-73, на рубеже 60-70-х годов XX века в США развернулась разработка истребителей четвертого поколения, способных вести высокоманевренный воздушный бой. Это потребовало ответа в виде новых фронтовых истребителей с вооружением, включающим новые высокоманевренные ракеты класса «воздух - воздух».
Разработка, получившей индекс К-73, была тем же постановлением поручена ОКБ-4 Министерства авиапромышленности. Параллельно другим постановлением МКБ «Вымпел» поручалась разработка ракеты К-14 с всеракурсной головкой самонаведения. Разработка в ОКБ-4 (с 1976 года - в составе НПО «Молния») шла под руководством М. Р. Бисновата, после его смерти в 1977 году главным конструктором стал Г. И. Хохлов.

воздух воздух р 73

пуск ракеты малой дальности с МИГ-29

К-73 поначалу не предполагалась всеракурсной, однако на киевском заводе «Арсенал» под руководством А. В. Молодых удалось создать компактную головку самонаведения (ГСН) «Маяк» с углами целеуказания по пеленгу до 45° и рядом мер по защите от помех.

Ориентируясь на нее, в НПО «Молния» занялись переделкой проекта ракеты. Тем более что в США уже поступала на вооружение всеракурсная модификация ракеты малой дальности «Сайдвиндер» - AIM-9L. В 1978-1979 годах начались испытательные пуски К-73 с наземных установок, испытания ГСН на летающей лаборатории ЛЛ-124 (на базе Ту-124) и заводские испытания с истребителя МиГ-23МЛ. В 1982 году начались пуски со штатного носителя МиГ-29, затем - с Су-27. В том же 1982-м тематика авиационного управляемого ракетного вооружения вместе с группой конструкторов из НП «Молния» передана в МКБ «Вымпел». Здесь и доводилась доработка образца К-73. Постановлением от 22 июня 1984 года ракету приняли на вооружение под обозначением Р-73. В США и НАТО Р-73 получила обозначение АА-11 Archer «Лучник».

новое вооружение

Ракета ближнего воздушного боя Р-73 на сушке

Первые зарубежные поставки осуществлены в ГДР (экспортная модификация К-73Э). В разное время модификации Р-73 поставлялись в Алжир, Бангладеш, Болгарию, Венгрию, Вьетнам, Египет, Индию, Ирак, Иран, Китай, на Кубу, в Польшу, Югославию. Р-73 имелись в украинских ВВС.

Работы по модернизации Р-73 развернулись уже с конца 1984 года.

  • В модификации Р-73 РМД-2 головка самонаведения, построенная на цифровой элементной базе, отличается увеличенным углом целеуказания, повышенной помехозащищенностью, возможностью менять алгоритмы слежения и перехвата. Появилась возможность пуска в заднюю полусферу, перехвата вражеской ракеты «воздух - воздух».
  • Модификация Р-73М (К-74МЭ), представленная в 1997 году, отличалась увеличением дальности пуска до 40 км и увеличенными углами целеуказания и прокачки гирокоординатора ГСН.
  • Новая Р-73Л (показана в 1999 году) получила лазерный взрыватель взамен радиолокационного.
американские разработки ориентировались на характеристики Р-73.

Ракета Р-73Л, показанная в 1999 году, получила лазерный взрыватель взамен радиолокационного.

Ракеты Р-73 применяются в сочетании с нашлемной системой целеуказания «Щель» разработки того же киевского «Арсенала». Такой комплекс позволяет атаковать цели при больших углах визирования, характерных для маневренного ближнего воздушного боя по принципу «вижу - стреляю», без доворота атакующего самолета на цель и без сопровождения ракеты после пуска. На пусковой установке П-72 (АПУ-73-1) или П-72Д (АПУ-73-1Д) ракета крепится с помощью трех ярусов бугелей.

оружие россии

справа налево; Р-73, малый радиус действия класс воздух-воздух, инфракрасная система самонаведения, Р-77, ракета средней дальности класс «воздух-воздух» моноимпульсная допплеровская активная радиолокационная головка самонаведения, Р-27 «воздух-воздух» средней дальности, обеспечивает перехват: самолетов и БПЛА, крылатых ракет, самая левая Х-35УЭ, авиационная тактическая противокорабельная ракета

Пусковая установка содержит баллоны со сжатым азотом для охлаждения ГСН. Пусковые установки монтируются под крылом самолета, на Су-27 - также на законцовках крыла. Предусматривалась возможность вооружения ракетами Р-73 истребителей предыдущего поколения МиГ-21 и МиГ-23, фронтового бомбардировщика Су-24, штурмовика Су-25.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РАКЕТЫ КЛАССА ВОЗДУХ-ВОЗДУХ Р-73
Модификация Р-73 Р-73М
Максимальная дальность пуска, км:
- в переднюю полусферу 30 40
- в заднюю полусферу 12 12
Минимальная дальность пуска (в заднюю полусферу), км 0,3 0,3
Высота полета целей, м 20-20 000 20-20 000
Скорость полета целей, км/ч 2500-2700 2500-2700
Масса, кг 105 106-110
Масса боевой части, кг 7,8 7,8
Длина, мм 2900 2900
Диаметр, мм 170 170
Размах крыла, мм 510 510
Размах рулей, мм 385 385

Ракеты класса воздух - воздух Р-73, построена по аэродинамической схеме «утка». Высокая маневренность достигается целым набором органов управления. В носовой части расположены датчики аэродинамических углов (угла атаки и скольжения), дестабилизаторы и аэродинамические рули, в хвостовой - крестообразное крыло с элеронами. Оснащена четырехсекционными газодинамическими рулями. В головной части размещена ГСН, за ней во втором отсеке - рулевой привод, автопилот, радиолокационный неконтактный взрыватель, в третьем - газогенератор для привода рулевых машин, в четвертом - боевая часть с предохранительно-исполнительным механизмом, в пятом - однорежимный твердотопливный ракетный двигатель, в его хвостовой части размещены рулевые машины привода элеронов и газодинамических рулей (интерцепторов).

российские вооружение

слева Р-73 класса воздух-воздух малой дальности

Электропитание схем ракеты - от ампульной батареи. Отсеки стыкуются байонетными соединениями, концевые - фланцевыми. Основные элементы корпуса выполнены из легких алюминиевых сплавов, за исключением стального корпуса двигателя, ракета выдерживает перегрузки до 40g.

высокоманевренные ракеты класса «воздух - воздух»

лучшее оружие ближнего воздушного боя для истребителя МИГ

Система управления включает автопилот со стабилизацией по крену и всеракурсную тепловую (инфракрасную) ГСН с охлаждаемым датчиком. Выбор диапазона чувствительности фото-приемника, импульсно-временная модуляция сигнала и его цифровая обработка с несколькими независимыми каналами обеспечили не только точность наведения, но и защиту ГСН от естественных и искусственных помех. Стержневая боевая часть обеспечивает радиус поражения воздушной цели 3,5 м. Для повышения эффективности поражения предусмотрено наведение в точку, смещенную вперед по отношению к соплу двигателя атакуемого самолета, поэтому подрыв производится возле более уязвимых и важных его элементов.

Прокоментировать