Крылатая ракета России Х-55 фото, в 1970-х годах произошел поворот в развитии стратегических крылатых ракет. На смену сочетанию «выше - быстрее - мощнее» пришли дозвуковая скорость, малые габариты, малая заметность, полет на предельно малой высоте с огибанием рельефа местности, с большей точностью доставки заряда к цели.
Появлению нового поколения (КР) крылатых ракет предшествовал ряд технологических достижений - уменьшение размеров ядерных боевых частей, миниатюризация радиоэлектронных комплектующих, появление интегральных схем, нового математического обеспечения (соответственно, и портативных быстродействующих цифровых вычислительных машин), компактных турбореактивных двигателей, высокоэнергетических видов топлива, новых материалов для планеров летательных аппаратов.
Полет на сверхмалых высотах сложен в исполнении и невыгоден с точки зрения дальности полета. Для точного автономного выведения в район цели с заранее заданными координатами требовалась принципиально новая автокорреляционная система наведения (теоретически прорабатывалась в ВВИА им. Жуковского). При требуемых небольших размерах крылатых ракет задача становилась особенно сложной.

8 КР AGM-86B в бомбоотсеке на револьверной установке CSRL, стратегический бомбардировщик В-52Н всего поднимает 20 ракет
И хотя новая концепция КР разрабатывалась в СССР и США почти одновременно, практические работы по теме развернули в СССР только после появления сведений об аналогичных американских разработках. Подробней об американской версии смотри по ссылке "
В соответствии с правительственным постановлением от 8 декабря 1976 года разработку КР воздушного базирования вело Машиностроительное КБ «Радуга» (город Дубна) под руководством И. С. Селезнева, ранее выходившее с инициативным предложением о такой разработке. Крылатые ракеты включили в число приоритетных систем вооружения, сроки задавались жесткие. На новую КР работало более 100 научно-исследовательских, конструкторских и промышленных организаций. Так, бортовая электронная система управления БСУ-55 создавалась ОКБ «Марс», двухконтурный турбореактивный двигатель - ММЗ «Союз» (Москва). В результате советские разработчики быстро «нагнали» потенциального противника в разработке КР нового поколения, создав оригинальный ракетный комплекс.
Крылатая ракета России Х-55 фото, в то время оно носило имя («изделие 120») были собраны в Дубне в 1978 году. Постановление СМ СССР от апреля того же года задавало серийный выпуск Харьковскому авиапромышленному объединению, где организовали отдельное производство с новыми технологическими операциями. 25 декабря 1979 года решено принять КР на вооружение под обозначением Х-55 в качестве вооружения стратегических бомбардировщиков, хотя испытания "изделия" еще не закончились. Первая серийная КР передана заказчику только год спустя.
Первый пуск серийной Х-55 со стратегического бомбардировщика Ту-95МС проведен 23 февраля 1981 года. 31 декабря 1983 года на вооружение принят авиационный ракетный комплекс, включающий самолет-носитель Ту-95МС и крылатые ракеты Х-55. В августе 1987 года состоялись первые пуски Х-55 с новейшего стратегического бомбардировщика Ту-160. В декабре 1986-го решено перевести производство Х-55 на Кировское МПО им. XX партсъезда («Авитек»). Агрегаты к ракетам производил также Смоленский авиазавод.

Ту-160 два грузоотсека внутри фюзеляжа общая бомбовая нагрузка до 40 тонн включает в себя и две пусковых барабанных установки с стратегическими и тактическими крылатыми ракетами
Открыто Х-55 впервые упомянута в 1984 году под «несекретным» обозначением РКВ-500А. В США и НАТО ракета получила кодовое обозначение AS-15 Kent. Дальнейшим развитием стратегической Х-55 стала КР Х-555, имеющая существенные отличия от своей предшественницы.
Крылатая ракета России Х-55 фото, модификации
- На базе Х-55 созданы тактическая КР Х-65 с обычной боевой частью и противокорабельная Х-65СЭ.
- В июне 1983 года принято решение о разработке КР увеличенной дальности, получившей обозначение ХМ-55СМ. Главным отличием Х-55СМ стали сбрасываемые конформные топливные баки по бортам фюзеляжа. Первый практический пуск Х-55СМ с борта Ту-160 состоялся 22 октября 1992 года.
- Модификация Х-550К получила оптико-электронный коррелятор - коррекция траектории производится сравнением оцифрованного телевизионного изображения района цели с эталонным. Предположительно испытания закончены к 2004 году.
- В ноябре 2014 года украинская сторона перестала поставлять комплектующие для Х-55, на данный момент уже освоено собственное производство, причем произошло существенное повышение тактико-технических показателей и опять, что то связано с цифрой, ранее использовалась аналоговая система.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АВИАЦИОННЫХ КРЫЛАТЫХ РАКЕТ | |||
Модификация | Х-55 | Х-55СМ | AGM-86B (ALCM-B) |
Страна | СССР / Россия | США | |
Максимальная дальность пуска, км | 2500 | 3000 | 2780 |
Скорость полета, км/ч | 720-830 (0,6-0,7 М) | 720-830 (0,6-0,7 М) | 805-1200 (0,67-1 М) |
Система наведения | комбинированная: автономная инерциальная с ДИСС и коррекцией по рельефу местности | ||
Двигатель | ДТРД Р-95-300 | ДТРД Р-95-300 | ДТРД F107- WR-101 |
Стартовая масса, кг | 1185 | 1700 | 1455 |
Масса боевой части, кг | 410 | 410 | 123 |
Тип боевой части | термоядерная, 200 кт | термоядерная, 200 кт | термоядерная, 200 кт |
Длина, мм | 6,04 / 8,09 | 6,04 / 8,09 | 6,32 |
Диаметр фюзеляжа, мм | 0,514 | 0,77 | 0,62 |
Размах крыла, мм | 3,1 | 3,1 | 3,66 |
Количество на бомбардировщике | Ту-95МС -16, Ту-160-24 | Ту-95МС - 6-8, Ту-160-12 | В-52Н - 20, В-1В-22 |
Крылатая ракета России Х-55 фото устройство
Х-55 выполнена по нормальной аэродинамической схеме с убираемым в фюзеляж прямым крылом, складывающимся хвостовым оперением, убираемым двигателем. Фюзеляж, по сути, представляет собой бак для топлива, внутри которого в герметичных отсеках размещаются блоки, узлы и системы. Для размещения во внутрифюзеляжном отсеке самолета даже хвостовой кок складывается гармошкой и раскрывается только после отделения ракеты от носителя. Силовой набор фюзеляжа образован рамами-шпангоутами сложного профиля.
Для снижения аэродинамического сопротивления и заметности фюзеляж максимально сглажен. Головной кок, крыло, хвостовое оперение выполнены из композиционных материалов. Двухконтурному турбореактивному двигателю Р-95-300, разработанному под руководством О. Н. Фаворского, обеспечили оптимальные условия работы, выполнив его выдвигающимся вниз на подфюзеляжном пилоне. Тяга двигателя - регулируемая, 300-350 кгс, запуск - пиростартером.
Питание бортовых систем обеспечивает электрогенератор РДК-300. Система наведения - комбинированная автономная автокорреляционная, с бортовой цифровой вычислительной машиной (БЦВМ). Инерциальная навигационная система с гиростабилизированной платформой сопряжена с доплеровским измерителем скорости и сноса (ДИСС) и с системой коррекции по рельефу местности.
После сброса с самолета изделие «выпускает» крыло, оперение и двигатель, запускает двигатель и следует к цели по заданной траектории на высоте 40-110 м, обходя препятствия и ранее выявленные группировки ПВО. На траектории, заложенной в программе полета, выбраны несколько участков коррекции. По достижении очередного участка радиовысотомер «считывает» рельеф местности, полученное оцифрованное изображение сравнивается с заложенным в память БЦВМ, по выявленным ошибкам выдаются команды на коррекцию траектории. Подробней об этом рассказал когда писал ро американскую "
Крылатая ракета России Х-55 фото имеет четыре узла подвески, подвешиваются в бомбоотсеках бомбардировщиков Ту-95МС или Ту-160 на револьверных установках, наТу-95МС-16 - также на подкрыльевых установках. Система наведения КР, работающая «от места старта», заставила совершенствовать навигационное оборудования самолетов-носителей. Пуск ракет может производиться на высотах от 200 метров до 12 км.
Прокоментировать
You must be logged in to post a comment.