Ракетные катера проекта молния 12411 фото, более известные по своему кодовому наименованию как «Молнии», по сей день считаются самыми мощными в мире. И это несмотря на то, что первые из них сошли со стапелей еще три с половиной десятилетия назад.
Когда в Советском Союзе была создана первая в мире сверхзвуковая противокорабельная ракета (ПКР) «Москит», практически не поддающаяся перехвату средствами ПВО и ПРО, ею решили вооружить не только крупные корабли, но и катера. «Москиты» на «москитном» флоте - это не тавтология, а переход боевого потенциала РКА на принципиально новый уровень.
Главный козырь проекта типа «Молния» - это, конечно же, их ударное оружие, сверхзвуковая противокорабельная крылатая самонаводящаяся ракета "Москит".
Стартующая ракета выполняет "горку", идет снижение на 20-ти метровую маршевую высоту полета. Ракета способна производить уклонение от ракет противозенитных комплексов, маневрирую с перегрузками более 10g. При подлете к цели ракета снижается до 7 метров, и бьет в корпус пробивая его за счет накопленной кинетической энергии, взрыв ракеты происходит во внутреннем пространстве корабля. Может уничтожать корабли как среднего класса, так и крейсера. Дальность пуска 120 км, масса 4 тонны, боевая часть весом 150 кг оснащается как обычной боевой частью так и ядерной.
Работы по созданию ракетного катера нового поколения начались в ленинградском ЦКБ «Алмаз» в 1973 году. Проект получил номер 1241 и шифр «Молния»; его главным конструктором назначили Е. И. Юхнина. По замыслу разработка должна была стать основой для целого семейства катеров - ракетных, противолодочных и сторожевых. Уже на первом этапе разработки стало ясно, что выполнение всех требований тех задания (мощное ракетное и артиллерийское вооружение, новая энергетика, высокая скорость хода) приведет к значительному росту водоизмещения. В итоге ракетные катера проекта молния 12411 фото, при своих бесспорных достоинствах потеряли преимущества представителей «москитного» флота предыдущего поколения - их малые размеры, дешевизну и, как следствие, возможность массовой постройки.
РКА типа «Молния» строились несколькими сериями. Поскольку создание ПКР «Москит» и комбинированной дизель-газотурбинной силовой установки затянулось, первые 15 едениц представляли собой компромиссный вариант - проект 1241Т: они оснащались только газовыми турбинами и вооружались надежными, но уже морально устаревшими ракетами П-15М «Термит».

Спаренная пусковая установка ПКР «Термит» катера проекта 1241Т, внешняя схожесть пусковых контейнеров, но принципиально разные возможности
С 1981 года начали вступать в строй РКА с «Москитами»; они получили обозначение 12411. Экспортный вариант «Молнии» (1241РЭ) в целом повторял проект 1241Т, отличаясь лишь составом радиоэлектронного оборудования. Один из катеров Черноморского флота использовался в качестве опытного для отработки различного зенитного вооружения; ему присвоили номер 12417. Наконец, уже в 2000-е годы был разработан экспортный вариант «Молнии» с ПКР «Уран» - проект 12418. Суда этой модификации имеются в составе ВМС Индии, Вьетнама и Туркменистана.

Фото ракетный катер Р-18 из состава ТОФ, подводная лодка Б-345 и крейсер Варяг в Йокосуке, октябрь 2002 года
Корпус катера - стальной, гладкопалубный, внутри он разделен водонепроницаемыми переборками на десять отсеков. Надстройка выполнена из алюминиево-магниевого сплава. Главная энергетическая установка - комбинированная, состоящая из двух газовых турбин полного хода мощностью по 12 тыс. л. с. и маршевых двигателей - также газотурбинных (на 1241Т) или дизельных (12411). Переход к дизельным двигателям позволил сократить запас топлива с 76 до 56 т без потери дальности плавания. РКА проектов 1241Ти 1241РЭ несли по два спаренных транспортно-пусковых контейнера с ракетами П-15М «Термит». Самые массовые «Молнии» проекта 12411 вооружались сверхзвуковыми ПКР ЗМ-80 «Москит» с дальностью стрельбы 120 км. На экспортных 12418 устанавливаются компактные дозвуковые ПКР Х-35 «Уран». За счет уменьшения их массогабаритных характеристик число ракет на катере увеличилось в четыре раза - до 16 штук
Артиллерийское вооружение включало одну 76-мм автоматическую артустановку АК-176М и два 30-мм автомата АК-630М. В придачу имелась стационарная установка под два блока ПЗРК «Стрела-ЗМ» или «Игла». На экспериментальном Р-71 проекта 12417 проходили испытания зенитные артиллерийские и ракетно-артиллерийские комплексы «Кортик» и «Палаш».
Обнаружение целей и выдача целеуказания на катерах 1241Т и 1241РЭ осуществлялись радиолокационным комплексом (РЛК) «Гарпун», на проекте 12411 - устанавливался РЛК «Монолит-Т».
Ракетные катера проекта молния 12411 фото ТТХ
- Водоизмещение: стандартное 436т, полное 493т
- Размерения, м: длина максимальная: 56,1 ширина максимальная: 10,2 осадка средняя: 2,5
- ГЭУ: дизель-газотурбинная общей мощностью 32 000 л. с.
- Скорость максимальная, узлы: 42 (77,8 км/ч)
- Дальность плавания, мили: 1600 на скорости 14 узлов
- Вооружение: 2 х 2 ПУ ПКР «Москит», 1 х 1 76-мм артустановка АК-176М, 2x6 30-мм артустановки АК-630М, 1 ПУ ПЗРК «Стрела-ЗМ».
- Экипаж, чел.: 40 (в том числе 5 офицеров)
РКА семейства «Молния» строились на заводах в Ленинграде, Рыбинске и Хабаровске. Головной катер Р-5 (пр. 1241Т) вступил в строй в 1979 году, Р-46 (пр 12411) - в 1981 году. Всего для ВМФ СССР и России до 2003 года было построено 49 единиц:
- 14 кораблей проекта 1241Т
- 34 - 12411
- и 1 разработки 12417.
Они входили в состав Балтийского, Черноморского, Тихоокеанского флотов и Каспийской флотилии.

Большой ракетный катер пр. 12411 Полтавский Комсомолец в 1997 году переоборудован в малый артиллерийский корабль путем установки 4х17 140 мм ПУ НУРС БМ-14-17 и демонтажа ПУ ПКР "Москит" и РЛК 23К1 "Монолит"
Около 30 из них несут службу и по сей день. Еще 25 были построены в 1983- 2011 годах на экспорт:
- 21 проекта 1241 РЭ
- и 4 - пр 12418.
Они поставлялись в ГДР, Польшу, Румынию,
Кроме того, два катера проекта 1241Т из состава
После объединения Германии один из катеров 1241РЭ бывшей ГДР - «Хиддензее» - был
Прокоментировать
You must be logged in to post a comment.