Военно морской флот

ККС «Березина» комплексный корабль снабжения фото

ККС "Березина" комплексный корабль снабжения фото, был и остается уникальным судном советского, а затем российского ВМФ. К сожалению, примечательной стала и его драматическая судьба, после распада ОВД, а затем и ВС СССР повторившаяся на многих кораблях.

ПРОБНАЯ ЗАПРАВКА СИСТЕМА СТРУНА

мореходные испытания в Бискайском заливе

Разумеется, задолго до этого ВМФ строил и танкеры, и транспорты боеприпасов. Теперь возникла идея объединить эти суда снабжения в одном корпусе. Помимо объединения и укрупнения новый корабль должен был обладать хорошей мореходностью, большой (не меньшей, чем у боевых океанской зоны) дальностью плавания и возможностью передавать требуемые запасы на ходу.

Все это позволяло обеспечивать действия корабельных поисково-ударных групп (КПУГ) в самых отдаленных районах и поддерживать находящиеся на боевом дежурстве атомные подводные лодки. Основной задачей кораблей нового проекта виделась поддержка действий соединений с авианесущими крейсерами типа «Киев» (продан как мешок картошки Китаю, ныне используется как экспонат в парке Г.Тяньцзинь) подробней можно посмотреть тут=>> Авианосцы России потерянный флот.

комплексный снабжения фото

«Березина» (в центре), ТАКР «Киев» (слева), ВПК проекта 1134-А (справа) и БПК типа "Комсомолец Украины" сзади

Разнообразие перевозимых запасов и средств обеспечения, высокая степень автоматизации при поиске и комплектовании передаваемых материалов ставили «Березину» по этим параметрам на выдающееся место не только в советском флоте, но и в мире.
Когда СССР почувствовал себя сверхдержавой и начал создавать океанский флот, способный обеспечить военное присутствие в любой точке мирового океана, возникла проблема поддержки судов самых разных классов и типов, находящихся на боевом дежурстве. Им требовалось топливо (как для традиционных котлов, так и для новых газовых турбин, а также для авиации), боеприпасы широчайшей номенклатуры, продовольствие и другие необходимые для экипажей припасы. Подводники ждали смены экипажа.

В ПОРТУ, НОМЕР 154

"Березина" комплексный корабль снабжения фото

Помимо обозначения «ККС пр. 1833», корабли этого типа имели еще и шифр «Пегас».

ВИД НА НОС

«Березина» в открытом океане

Для предотвращения коррозии вертолетов корабль имел систему обмыва их пресной водой. На корабле было предусмотрено и лечение личного состава в увеличенном лазарете.

ккс СНАБЖЕНИЯ ФОТО

Вертолетный ангар

Разработка «ККС "Березина" комплексный корабль снабжения фото, проекта 1833» (как официально обозначили этот тип) началась в 1967 году. Концепция комплексного (а не специализированного, как ранее) снабжения реализовывалась (особенно с учетом размеров) впервые, что неизбежно привело к многочисленным сложностям, нестыковкам, задержкам и прочим проблемам при постройке и оснащении оборудованием этого сложного проекта. Закладка корабля состоялась 18 августа 1972 года на Судостроительном заводе имени 61 коммунара в Николаеве. Завод до того занимался постройкой ЭМ и ВПК, и втрое более крупный, каким должна была стать «Березина», потребовал даже удлинения стапеля. 20 апреля 1975 года корпус спустили на воду, а достройка затянулась еще на два с лишним года - до 30 декабря 1977-го. Госкомиссия подписала приемный акт, но установка и отработка некоторых важных систем при этом откладывалась еще на полгода. Корабль вошел в состав 9-й бригады судов обеспечения Черноморского флота. Изначально планировали построить два корабля, но затем от постройки второго отказались. Видно даже союз не тянул экономически, эксплуатацию.

фото

ККС Березина Средиземное море

ККС "Березина" комплексный корабль снабжения фото.
Первая боевая служба с выходом за пределы Черного моря состоялась в конце 1978 года; в последующие годы корабль интенсивно эксплуатировался, обеспечивая боевую службу надводных и подводных кораблей флота в Средиземном море, Атлантике, Баренцевом море и Индийском океане. В задачи «Березины» входило обеспечение КПУГ артиллерийским, ракетным, торпедным и авиационным боезапасом, запчастями и принадлежностями, котельным и иным топливом, смазочными материалами, продовольствием и водой различного назначения.

комплексный корабль снабжения фото

Средиземное море ККС Березина

Для передачи этого на боевые корабли и приема с танкеров и транспортов корабль оснастили несколькими системами, позволявшими принимать и отправлять крупногабаритные грузы и жидкости траверзным (на оба борта), кильватерным и контактным способами. Системы передачи включали четыре грузовых крана КЭ34М, две системы передачи боезапаса и сухих грузов «Струна 1 В-2,5», систему перекачки жидких грузов «Струна 2В-400» и приема жидких грузов «Струна 2П-400».

фото Березина

Тактические качества «Березина» проверялись при фактическом обеспечении 5-й оперативной эскадры в Средиземном море, (которая была создана в противовес 6 флоту ВМС США)

Эти операции можно было осуществлять на ходу 12-18 узлов и даже при заметном волнении. Кроме того, для доставки небольших грузов использовался «вертикальный» способ - при помощи вертолетов Ка-25. Общий вес всего того, что могло быть передано на боевые корабли, превышал 5600 т, а для размещения потребовалось 27 хранилищ и 43 склада. Для учета и быстрого доступа к нужному в данный момент изделию складское хозяйство оснастили автоматизированной системой поиска и подбора любых позиций, заказанных принимающим. Помимо складирования,«Березина» обеспечивала перевозку 178 человек личного состава для смены экипажа в море (преимущественно имелись в виду АПЛ), имела семь профильных мастерских, позволяющих производить ремонт оборудования и агрегатов (включая средства радиосвязи, штурманское вооружение и гидроакустическое оборудование).

Березина 1992 г. Севастополь

Ну вот и все,93 вывод в резерв, 2000 год, пущен на иголки

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ККС «БЕРЕЗИНА»

  • Водоизмещение, т: стандартное: 15 460
  • полное: 24 565
  • Размерения, м: длина: 209,6
  • ширина: 25,1 осадка: 7,76

Технические характеристики:

  • скорость, узлы: 21,3
  • дальность, мили: 10100 (при 18 узлах)
  • ГЭУ: 2 газовые турбины суммарной мощностью 60 000 л.с.
  • Экипаж, чел.: 389
  • Вооружение: две 57-мм АУ АК-725, четыре 6-ствольных 40-мм АУ АК-630, ЗРК «Оса-М», два реактивных бомбомета РБУ-1000
  • Авиагруппа: 2 вертолета Ка-25

После распада СССР и катастрофического сокращения финансирования ВМФ «Березина» стала большим, дорогим и никому не нужным (на тот момент) напоминанием о совсем недавнем могуществе. Выходы кораблей ВМФ России на боевые службы (кроме АПЛ) сначала сократились, а затем и прекратились вовсе, и снабжать в океане стало некого. В 1993 году отказались от планов перевести ККС на Тихий океан, где она была бы более востребована, чем на Черном море, но шансы поддерживать ее в боеспособном состоянии там были даже меньше, чем в Севастополе. С декабря 1997 года «Березина» стал плавскладом, а в 2000-м сдан на слом.

А как дела обстоят у них, у проводников демократии, вот фото.

фото американского ккс

Американский корабль комплексного снабжения Arctic, одновременная заправка эсминца и авианосца Трумен

В настоящее время кораблей с такими возможностями в составе ВМФ России нет, а необходимость в них - после возобновления дальних походов - возникла вновь.

Прокоментировать