Военно морской флот

Авианесущий противолодочный крейсер Москва

Авианесущий противолодочный крейсер Москва, первый корабль группового базирования вертолётов.

Авианесущий противолодочный крейсер Москва заложен на стапеле

  • 15 декабря 1962 года Николаевский судостроительный завод
  • 14 января 1965 года спуск на воду
  • 16 апреля 1967 года поднят Военно-морской флаг
  • Последний выход в море 26 мая 1993 года
  • 22 июня 1995 переименование в "ПКР бортовой #108" в связи с присвоением названия "Москва" ракетному крейсеру "Слава" проекта 1164
  • 7 ноября 1996 года торжественно спущен Военно-морского флаг
  • Продан на металлолом в Индию, 27 мая 1997 крейсер на буксире покинул Севастополь Тут подробно =>> Авианосцы России потерянный флот авианесущих кораблей.
крейсер москва фото

Авианесущий противолодочный крейсер Москва

Воружение

  • 14 вертолетов (12 Ка-25ПЛ, 1 Ка-25ЦУ и 1 Ка-25ПС)
  • РПК-1 "Вихрь", 2 РБУ-6000, 2x5 533мм ПТА-53-1123, ЗРК М-11 "Шторм", 2x2 57 мм ЗИФ-72 (АК-725)

Бронирования нет

  • мощность главной энергетической установки: 2 винта 90000 л.с.
  • Дальность плавания около 9000 миль
  • Скорость полного хода 28,5 узлов

авианесущий противолодочный экипаж:

  • 130 офицеров
  • 160 старшин
  • 410 матросов

21 апреля 1967 г. крейсер вышел в море для следования в Севастополь на ходовые испытания.

крейсер москва характеристики

Противолодочный крейсер "Москва" в походе

На вертолетоносце противолодочном крейсере Москва, по тому времени гиганте, всё впечатляло: огромный ангар для вертолётов внутри крейсера под верхней палубой; ангар на верхней, полётной палубе; четыре взлётно-посадочные площадки. Даже при качке специальные подъёмники могли доставлять вертолёты из нижнего ангара на полётную палубу и обратно. Ничего подобного в нашей стране ещё не строили. Создатели этого корабля с новым сложным по тому времени комплексом оборудования были отмечены и Звёздами Героев, орденами, медалями, а также Государственной премией. Следующий был ещё более тяжёлый авианесущий крейсер «Киев», оснащённый, кроме вертолётов, и самолётами с вертикальным взлётом и посадкой.

российский крейсер москва

Вертолёты Ка-25ПЛ на полётной палубе 1972 год

Однако вернёмся к «Москве». Поскольку почти всё в системе «корабль — вертолёт» делалось впервые, то, естественно, никаких методик испытаний вертолётного комплекса ещё не существовало. Пришлось разрабатывать эти самые методики, согласовывая их с военной приёмкой, и по ним проводить испытания. Методики, конечно, с годами совершенствовались, пока не превратились в «Руководство по испытаниям авиационной техники».

Начались ходовые испытания. Круглые сутки действовала громкоговорящая связь, раздавались команды, объявлялись учебные боевые тревоги, гремели колокола громкого боя. Команда училась, испытывались доведённые системы, военная приёмка их принимала, а строители продолжали свои работы, в частности по авиационному комплексу, причем в три смены, поэтому испытателей могли поднять в любое время суток.

Противолодочный крейсер "Москва" в походе

Ка-25 взлет и посадка на палубу

Подходило время лётных испытаний. Чтобы руководить ими, на Авианесущий противолодочный крейсер Москва прибыл заместитель главного конструктора Игорь Александрович Эрлих и четыре заводских лётных экипажа. Прилетели четыре Ка-25: три — из войсковой части в Очакове и один — из Феодосийского филиала (пятый находился на корабле с начала швартовных испытаний). Приехал и главный конструктор Николай Ильич Камов, но ни во что не вмешивался. Ранее напряжённый ритм работы стал просто бешеным.
2 августа 1967 г. в Феодосийском заливе начались полёты с крейсера Москва. Они выполнялись на «стопе», на ходу, в качку, днём и ночью; одиночные, парные и всей четвёркой.  Со 2 по 5 августа было выполнено 117 полётов на всех четырёх вертолётах! Так продолжалось до ночи с 5 на 6 августа 1967 г. Этой ночью на ходу корабля при заходе на посадку на качающуюся палубу один из вертолётов, пилотируемый лётчиком-испытателем В.М.Евдокимовым со штурманом-испытателем И.Е.Михайловым, упал в воду. Ночь была безлунной, совершенно тёмной. Пока стопорили ход, а затем возвращался к предполагаемому месту падения, прошло время. Включённые с обоих бортов прожектора ничего в море не находили.

В этой ситуации чётко сработал командир обеспечивающего катера. В соответствии с заданием он, не обращая внимания на действия корабля, сразу же направил катер к месту падения вертолёта где и подобрал вынырнувшего из воды лётчика. Штурмана долго искали, но так и не нашли.

Авианесущий противолодочный крейсер Москва простоял у места гибели Ка-25 всю ночь и весь следующий день. Лишь к вечеру снялся с якоря. Салютуя гудком, выполнил циркуляцию вокруг места гибели и отправился в Севастополь продолжать ходовые испытания.

Государственная комиссия начала расследование происшествия. Почему упал вертолёт? Почему не спасся штурман?

Ивана Ефимовича Михайлова подняли вместе с вертолётом. Как оказалось, он от удара о воду потерял сознание и ушёл на дно с винтокрылой машиной.
Комиссия назвала причину катастрофы. Ею стала отвернувшаяся гайка в системе управления общим и дифференциальным шагом несущих винтов, что привело к падению тяги на винтах и, как следствие, падению. Были внесены конструктивные изменения по контровке злополучной гайки, выполнены необходимые доработки на всех вертолётах.

военный крейсер москва

Корабль в отстое, начало 1990-х годов, жить ему остается недолго

Однако есть и другое мнение о причине происшествия. Ночь была безлунной, совершенно тёмной. Не было даже намёка на горизонт. В этих условиях огни корабля становятся для пилота единственным ориентиром во внешнем мире. И если этот ориентир качается, то, строя по нему посадочную глиссаду, легко раскачать вертолёт по высоте. Это отметил лётчик-испытатель Н.П.Бездетнов, когда во время своих ночных полётов с качающейся палубы попробовал лететь, ориентируясь только по огням крейсера. Переведя взгляд на радиовысотомер, он заметил, что непроизвольно отслеживает положение этих огней ручкой общего шага, то поднимаясь, то опускаясь в воздухе. Возможно, то же самое произошло и с Евдокимовым. При подлёте к крейсеру на малой высоте это могло привести к столкновению с водой.
А что касается отвернувшейся гайки, то при осмотре вертолётов в войсковых частях, как мне говорили, были обнаружены такие же неполадки, но не приведшие к происшествиям. Правда, на этих вертолётах не летали в условиях, подобных тем, в каких летал Евдокимов. В любом случае, введение контровки указанной гайки только увеличило надёжность конструкции.

Авианесущий противолодочный крейсер Москва, именно на нем отрабатывались методики взаимодействия и управления кораблем и воздушными средствами.

Прокоментировать