ВС Швеции

СААБ самолет JA-37 ВИГГЕН фото

Получив весьма удачный истребитель-перехватчик СААБ J 35 «Дракен», ВВС Швеции поставили перед промышленностью задачу создать новый многоцелевой самолет, способный составить основу боевой авиации в 1970-1990-е годы, им стал СААБ самолет JA-37 ВИГГЕН фото. Ключевым требованием являлись хорошие взлетно-посадочные характеристики, в т. ч. способность базироваться на участках автострад.

истребитель сааб

СААБ 37 в полете во время ежегодных учений BALTOPS. 1985 год

Предварительные проработки облика новой боевой машины специалисты фирмы «СААБ» начали в 1958 году. Рассмотрев несколько вариантов аэродинамической компоновки, остановились на схеме «утка» (с передним расположением горизонтального оперения) с дельтовидным крылом достаточно большой площади. Испытания прототипа СААБ 37, начавшиеся 8 февраля 1967 года, полностью подтвердили расчеты проектировщиков: «Вигген» (в переводе со шведского - «удар грома»), будучи сверхзвуковым самолетом, имеет посадочные характеристики хорошего дозвукового.

истребитель saab

Кокпит и воздухозаборник СААБа JA 37 Viggen

Определенную проблему представлял выбор силовой установки - шведская промышленность не могла предложить ничего подходящего. Пришлось обратиться за помощью к американцам, купив у них лицензию на гражданский двухконтурный ТРДД «Пратт энд Уитни» JT8D-22. Мотор, получивший обозначение RM8A, был существенно доработан - шведские специалисты дополнительно спроектировали форсажную камеру, доведя тягу до 11 800 кгс (RM8A стал одним из наиболее мощных реактивных двигателей для своего времени).

двигатель самолета saab

При длине 6,1 м и диаметре 1,35 м RM8A является одним из самых крупных двигателей, устанавливавшихся на истребителях - больше только советский Р-15 (самолеты МиГ-25)

Весьма современным стало бортовое оборудование СААБ 37 - он являлся первым в мире боевым самолетом, оснащенным цифровым компьютером, способным обеспечивать навигацию, управление оружием, контроль за выработкой топлива, а также управление информационным полем кабины летчика. JA-37 ВИГГЕН получил моноимпульсный радар PS-37, способный работать в режимах «воздух - воздух», воздух - земля» и картографирования местности, а также дополнительный навигационный доплеровский радар «Декка» 72. Несмотря на некоторые проблемы, результаты испытаний прототипов признали в целом успешными.

CK 37 компьютер истребителя

бортовой компьютер SAAB 37, первый в мире боевой самолет, оснащенный цифровым компьютером

Уже в 1968 году было заказано 175 СААБ 37, а 23 февраля 1971 года поднялась в небо первая серийная машина.

СААБ самолет JA-37 ВИГГЕН фото модификации.
AJ-37 - истребитель- бомбардировщик. На семи наружных узлах (три под фюзеляжем, четыре под крылом) возможна подвеска до 5000 кг боевой нагрузки, может применять ПКР с радиолокационными ГСН Rb.04, УР «воздух - земля» с радиокомандным наведением Rb.05, а также американские УР аналогичного назначения «Мэверик», НАР и авиабомбы. Для самообороны возможна подвеска УР «воздух - воздух» Rb.24 («Сайдвиндер») или Rb.28 («Фалкон»).

Встроенное вооружение отсутствует, но возможна подвеска контейнера с 30-мм пушкой «Аден». Всего построено 110 самолетов, заменивших истребители - бомбардировщики А-32 «Лансен». SK-37 - учебно-боевой самолет, единственный двухместный в семействе «Виггенов». Для устройства второй кабины пришлось уменьшить запас топлива и отказаться от РЛС PS-37. В 1973 году построено 18 единиц.

«Вигген». Файф, Шотландия

СААБ 37 на взлете

SH-37 - самолет-разведчик, оптимизированный для действий над морем. Оборудован модифицированной РЛС PS-371, а также АФА. Может применять тот же ассортимент оружия, что и AJ-37. В 1974 году выпущено 26 машин, заменивших S-32C. SF-37 - фоторазведчик без РЛС. В удлиненном носовом обтекателе размещены шесть АФА и инфракрасная станция. В 1975 году построено 26 штук, заменивших S-35 «Дракен».

был сохранен и выставлен в музее

фото самолет сааб

JA-37 - истребитель- перехватчик, отличающийся более мощным двигателем RM8B, новой РЛС PS-46, наличием встроенной пушки и возможностью применять УР «воздух - воздух» средней дальности. В 1980-1990 годах построено 149 единиц.

фото шведского истребителя

«Вигген» в музее ВВС Швеции. Линчепинг, 2008 год

«Вигген» служили только в ВВС Швеции - все попытки экспортировать их оказались неудачными (главная причина противодействие США - ведь на «Виггене» стоял двигатель американского происхождения). Ударными AJ-37 укомплектовали три флотилии: F6 (две АЭ), F7 (три АЭ, а также эскадрилья учебно- боевых SK-37) и F15 (две АЭ). По две АЭ JA-37 вошло во флотилии F4, F16 и F21, по одной - в F13 и F17.

Разведчики были распределены по трем эскадрильям во флотилиях F13, F17 и F21 (каждая располагала смешанным парком из SH-37 и SF-37). В 1990-е г. часть «Виггенов» подверглась модернизации. В 1993-1998 г-х 48 самолетов AJ-37 и 25 SH-37 приспособили для применения новых ПКР RBS-15F, УР «воздух - воздух» Rb.74, а также модернизировали бортовое оборудование. Аналогичные доработки прошли и 13 SF-37, но они не могли нести ПКР RBS-15F. Доработанные модели получили обозначение AJS-37, AJSH-37 и AJSF-37.

истребители сааб

Схема окараски ВВС Швеции

В тот же период 35 перехватчиков модернизировали до уровня JA-37D, приспособив для применения УР «воздух - воздух» AIM-120. Уже 1990-е годы «Виггены» начали заменяться новыми JAS-39 «Грипен». Последние JA-37 служили во флотилии F21 до 2004 года.

СААБ самолет JA-37 ВИГГЕН характеристики

  • Тип: одноместный сверхзвуковой истребитель-перехватчик
  • Двигатель: ТРДДФ «Вольво» RM8B
  • максимальной тягой 7350 кгс (на форсаже - 12 750 кгс)
  • Размеры, м: длина: 16,4, высота: 5,9
  • размах крыла: 10,6, площадь крыла, м2:46,0
  • Вес, кг: пустого самолета: 9500
  • нормальный взлетный: 17 000
  • максимальный взлетный: 20 000
  • максимальная скорость, км/ч: 2230
  • дальность полета, км: 2000
  • практический потолок, м: 18 000

Вооружение:

  • 30-мм пушка «Эрликон» КСА (боекомплект 126 снарядов),
  • 6 х УР «воздух - воздух» (2 средней дальности Rb.71 «Скайфлэш» и 4 малой дальности Rb.74 «Сайдвиндер»)
  • возможна подвеска до 5000 кг бомб.

SAAB 37 служили только в ВВС Швеции - все попытки экспортировать их оказались неудачными.

Прокоментировать