Армия США

Вертолет uh 60a black hawk блэк хок черный ястреб

Вертолет uh 60a black hawk блэк хок черный ястреб, в 1965 году война во Вьетнаме еще только набирала обороты, и вертолету UH-1 лишь предстояло снискать мировую известность. Но уже в то время военные США озаботились поиском подходящей замены для «Ирокеза».
В конце 1965 года Министерство обороны приступило к работам по проекту UTTAS (Utility Tactical Transport Aircraft System - «авиационная транспортная система общего назначения»). Темп работ поначалу был неспешным: с одной стороны, имеющиеся UH-1 (он же Ирокез) пока удовлетворяли требованиям военных, а с другой - уроки войны во Вьетнаме вынуждали неоднократно корректировать требования к новой машине. Окончательно они были сформулированы лишь в январе 1972 года.

Вертолет uh 60a black hawk блэк хок черный ястреб

UH-60A - базовый вариант вертолета Блэк Хок. Гренада, 1983 год

Согласно им, новый вертолет должен был перевозить 11 полностью экипированных солдат или 3150 кг груза в любых климатических условиях. Максимальная скорость определялась в 320 км/ч, крейсерская - 270 км/ч. Силовая установка должна была состоять из пары ТВлД T700-GE-700, разрабатываемых фирмой «Дженерал Электрик» с 1967 года. Жизненно важные узлы машины следовало защитить от поражения пулями калибра 7,62 мм. Требовалось применить колесное шасси (а не лыжное, как на UH-1). Наконец, габариты вертолета должны были позволять перевозить его (со сложенными лопастями винта) военно-транспортными самолетами С-130 (1 еденицу), С-1 41 (2) и С-5 (6).

вертолет uh 60a black hawk блэк хок

Кокпит вертолета «Блэк Хок»

вертолет uh 60a black hawk блэк хок

Кабина и приборная панель вертолет блэк хока

Финалистами конкурса стали ведущие вертолетостроительные фирмы США - «Боинг-Вертол» со своим проектом «модель 179» и «Сикорский» с S-70. Прототипы, получившие военные обозначения YUH-61 и YUH-60 соответственно, вышли на испытания практически одновременно - в ноябре и октябре 1974 года. По итогам двухлетнего цикла тестов лучшим признали изделие «Сикорского» - его и приняли на вооружение армейской авиации США под обозначением UH-60A «Блэк Хок».

[box type="info" align="aligncenter" ]Октябрь 1965 г. Начало программы UTTAS.
Январь 1972 г. Окончательное определение технических требований.
17 октября 1974 г. Первый полет прототипа YUH-60.
23 декабря 1976 г. Победа UH-60 в конкурсе.
17 октября 1976 г. Выпуск первого серийного UH-60A.
Июнь 1979 г. Поступление на вооружение.
Октябрь 1989 г. Начало поставок UH-60L.
Июль 2006 г. Начало поставок UH-60M.[/box] Три поколения вертолета uh 60a black hawk блэк хок "Черных ястребов".

  • UH-60A - базовый вариант вертолета, двигатель T-700-GE-700 (1500 л.с). Построен по классической одновинтовой схеме с четырехлопастным несущим винтом. Лопасти винта, изготовленные из титана и композитов, способны выдерживать попадание снаряда калибром 23 мм. Основным силовым элементом конструкции фюзеляжа является так называемая коробка - потолок и пол кабины, соединенные мощными шпангоутами. Такая конструкция, выполненная из стали и титана (с дюралевой обшивкой) обеспечивает высокую прочность, что особенно важно при жесткой посадке. Борта кабины экипажа и частично пол защищены кевларовыми пластинами. Сиденья экипажа и десанта бронированы, а гидравлическая система дублирована, что существенно повышает живучесть машины. "Черный ястреб" оборудован бортовым комплексом РЭБ, включающим станцию предупреждения о радиолокационном облучении, станцию активных тепловых помех и устройства выброса тепловых ловушек и радиолокационных отражателей.
  • UH-60L - вариант, выпускавшийся с 1989 года. Отличается новыми двигателями Т700- GE-701С (1900 л. с.) с цифровой системой управления, усовершенствованным оборудованием кабины экипажа, а также увеличенной с 3600 до 4100 кг грузоподъемностью.
  • UH-60M выпускается с 2006 года. Двигатели T700-GE-701D (2000 л. е.), полностью цифровое БРЭО, новый центральный компьютер. Грузоподъемность - 4500 кг.
ПОСТАВКИ НА ЭКСПОРТ

S-70A (модификация UH-60) UAE AF

  • S-70i - экспортный вариант UH-60M, лишенный части стандартного американского армейского оборудования (это позволяет экспортировать вертолеты без получения специального разрешения Конгресса США). Выпускается с 2010 года на заводе в Польше (г. Мелец).
  • ЕН-60А - вертолет РЭБ, оборудованный соответствующей аппаратурой (к настоящему времени все такие машины переоборудованы в обычные транспортные).
  • ЕН-60С и EH-60L- воздушные командные пункты с дополнительным радиооборудованием.
  • Вертолеты UH-60Q, -60L и -60М - медико-эвакуационные модификации на базе соответственно UH-60A; -60L; UH-60M.
ввс сша

Медицинская версия вертолета Блэк Хок

вертолет сикорского

UH-60 Black Hawk медицинская эвакуация

  • МН-60А - вариант для сил специального назначения, снабженный инфракрасной станцией FLIR, расширенным составом радиооборудования и аппаратуры РЭБ.
  • МН-60К - модификация для спецназа с инфракрасной станцией и РЛС следования рельефу местности, а также с двигателями T700-GE-701C. Появилась в 1986 году.
  • MH-60L - аналог МН-60А, но на базе UH-60L. VH-60N «Уайт Хок» - вариант для обслуживания президента США, базирующийся на модели UH-60A. Поскольку такие вертолеты эксплуатируются авиацией морской пехоты, то они получили двигатели «флотской» модификации T700-GE-401C (как на палубных SH-60B «Си Хок»).
  • AH-60L «Арпиа» - ударный вертолет, выпускающийся для Колумбии. Вооружен подфюзеляжной установкой с 20-мм пушкой, а также различными типами ракет, имеет соответствующее прицельное оборудование.
  • UH-60J и  -60JA - модификации, производящиеся по лицензии в Японии фирмой «Мицубиси». Первая из них - поисково- спасательная, предназначенная для ВВС и ВМС, вторая - транспортная, поставляющаяся армии.
экспортный вариант

Совместные учения ВВС США и Республики Корея. 2009

  • UH-60P - вариант, строившийся по лицензии в Южной Корее (около 150 единиц). Базируется на UH-60L, но отличается некоторыми усовершенствованиями. Для экспорта выпускаются многочисленные модификации под обозначением S-70A с соответствующими цифровыми индексами - от S-70A-1 (для Саудовской Аравии) до S-70A-50 (для Израиля).

 

Сикорский UH-60 «Блэк Хок

Выгрузка «Блэк Хока» из военно-транспортного самолета Локхид С-5 «Гэлэкси». Гондурас, 2006 г

Американский многоцелевой вертолет  «Блэк Хок» стал основным транспортным и штурмовым вертолетом сухопутной армии США.

фото вертолета

модификация для Саудовской Аравии

БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ
В июне 1979 года вошли в строй первые серийные вертолеты UH-60A - их получила 101-я боевая авиабригада, входящая в состав 101-й воздушно-штурмовой дивизии. В последующие годы они поступили на вооружение всех без исключения дивизий армии США - как тяжелых (танковых и механизированных), так и легких (воздушно-штурмовых, сформированных в 1980-е годы легких пехотных и воздушно-десантных).

ВВС США

звено вертолетов Блек хок, по огневой мощи превосходят два стрелковых батальона

Боевым дебютом для «Блэк Хоков» стала высадка на Гренаду в октябре 1983 года - в ней участвовали вертолеты этого типа из состава 82-й воздушно-десантной дивизии. Опыт показал, что UH-60A является надежной и живучей конструкцией. Одна из машин этого типа получила 47 попаданий от мало-калиберного оружия (7,62 мм), но благополучно вернулась на базу. У другого «Блэк Хока» в пяти местах были пробиты топливные баки - но течь заметили только на следующий день!

Ни одна машина в ходе этой операции не была потеряна - равно как и во время вторжения в Панаму в декабре 1989-го, в котором также участвовали UH-60A 82-й дивизии.

Вертолет uh 60a black hawk блэк хок черный ястреб

Сикорский UH-60 «Блэк Хок» 101-й воздушно-десантной дивизии Армии США. Ирак, 2006 год

Здесь «Блэк Хоки» использовались для высадки десантов, захватывавших ключевые объекты инфраструктуры.
По-настоящему массово применялись «Черные ястребы» во время операции «Буря в пустыне» в феврале 1991 года. Перед ее началом американцы сосредоточили в Саудовской Аравии более 400 вертолетов этого типа - как обычных UH-60, так и «спецназовских» МН-60.
300 из них одновременно участвовали в одной боевой операции - высадке 101-й воздушно- штурмовой дивизии 24 февраля. Привлекались «Блэк Хоки» и для других операций - в частности, МН-60 высаживали и эвакуировали группы спецназа. Потери «Черных ястребов» во время операций «Щит пустыни» и «Буря в пустыне» были минимальными и составили всего шесть машин, причем четыре погибли в летных происшествиях и лишь два - от огневого воздействия противника.
Справедливости ради отметим, что случались в карьере UH-60 и провалы. Наиболее известный - операция 3-4 октября 1993 года в Могадишо (Сомали), которая стоила американцам трех вертолетов этого типа.

ирак боевое применение вертолета

Эвакуация раненных, загрузка в медицинскую версию вертолета

В 1994-м американские войска в целях прекращения гражданской войны и предотвращения гуманитарной катастрофы высадились на Гаити. В этой операции UH-60L перевозили бойцов 10-й горной дивизии с авианосцев «Америка» и «Дуайт Эйзенхауэр». С декабря 1995 года «Блэк Хоки» служили в составе сил ООН и НАТО на территории бывшей Югославии. После начала в 2001 году глобальной войны с терроризмом «Блэк Хоки» стали непременными участниками всех ее операций, включая войны в Афганистане и Ираке. Только иракская кампания, начавшаяся в 2003 году, стоила американцам к настоящему времени 24 «Черных ястребов» (семь - боевые потери, остальные - в авариях и катастрофах).

ввс сша

H-60 Black Hawk Принят на вооружение 1979 год. Производитель Sikorsky Aircraft

Вертолет uh 60a black hawk блэк хок черный ястреб, к настоящему времени количество выпущенных S-70 всех модификаций превысило 4000 экземпляров.

провинция Вардак, Афганистан UH-60 Blackhawk является основным средством транспортный вертолет армии США

провинция Вардак, Афганистан UH-60 Blackhawk является основным средством транспортный вертолет армии США

Помимо США «Блэк Хоки» служат в вооруженных силах примерно 30 стран мира. В частности, весьма интенсивно эксплуатируются такие вертолеты в Колумбии (в армейской авиации, ВВС и полиции), применяясь в борьбе против повстанцев и наркокартелей.
Специально для нужд Колумбии разработана и поставляется ударная модификация AH-60L «Арпиа». В Латинской Америке различные модификации UH-60 служат в Мексике, Бразилии, Аргентине, Чили. Интенсивно эксплуатируются UH-60 в ВВС Израиля, участвуя в операциях против палестинских боевиков. Часть из них доработана в вариант огневой поддержки, вооруженный подфюзеляжной пушечной установкой и ПТУР «Спайк».

провинция Вардак, Афганистан UH-60 Blackhawk является основным средством транспортный вертолет армии США

провинция Вардак, Афганистан UH-60 Blackhawk является основным средством транспортный вертолет армии США

На Ближнем Востоке такие машины служат в Египте, Саудовской Аравии, Бахрейне, Иордании, ОАЭ. Большим количеством построенных по лицензии «Блэк Хоков» располагают Южная Корея и Япония. Накопив положительный опыт применения «Черных ястребов» армией и жандармерией в действиях против курдских повстанцев, Турция также приобрела лицензию на эту машину, и в ближайшее время начнется выпуск S-70 и в этой стране.

ввс сша

UH-60 во время военных учений в Ираке. Кэмп Кук, 2007 год

В 1987-1989 годах 24 вертолета S-70C - якобы «гражданской» модификации «Блэк Хока» - были поставлены в Китай. Эти машины интенсивно эксплуатируются армейской авиацией. Благодаря своим высоким летным качествам китайские S-70C служат, главным образом, в высокогорных районах Тибета. В последнее время появилась информация о начале испытаний в Китае вертолета Z-20 - «клона» S-70.

Несмотря на то, что с момента первого полета S-70 прошло 40 лет, онн продолжает выпускаться и совершенствоваться, являясь одним из наиболее распространенных военных вертолетов мира.

схема и расположение узлов

деталировка Blek Khok

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЕРТОЛЕТА СИКОРСКИИ UH-60A «БЛЭК ХОК»

  • Тип: многоцелевой Экипаж, чел.: 2 (в вооруженном варианте - дополнительно 1-2 стрелка)
  • Двигатели: «Дженерал Электрик» T-700-GE-701C максимальной мощностью 1900 л. с.
  • Размеры, м: длина: 19,76 высота: 4,37
  • диаметр несущего винта: 16,36
  • Вес, кг: пустого: 4819 нормальный взлетный: 9980 максимальный взлетный: 10 660

Технические характеристики:

  • максимальная скорость, км/ч: 295 дальность полета с ПТБ, км: 2200 практический потолок, м: 5790
  • Вместимость: 11 солдат или 6 раненых на носилках
  • Грузоподъемность: 1200 кг в грузовой кабине или 4100 кг на внешней подвеске
  • Вооружение: 2 х 7,62-мм либо 12,7-мм пулемета в боковых оконных установках; возможна подвеска ПУ 70-мм НАР, ПТУР «Хеллфайр»
New Exhibit Sikorsky UH-60 Black Hawk, arriving mid to late July 2014

Просто очень хорошее фото

Прокоментировать