Армия США

Транспортный вертолет ирокез uh 1 Хьюи США фото

Транспортный вертолет ирокез uh 1 Хьюи США фото, первое поколение были еще весьма несовершенными - громоздкими, сложными в обслуживании, с тяжелыми поршневыми двигателями и низкой весовой отдачей. Поэтому в 1952 году армия объявила конкурс на новый легкий вертолет общего назначения.

Путь к радикальному улучшению летных и эксплуатационных характеристик винтокрылой машины лежал через переход к новой силовой установке - турбовальному двигателю (ТВлД), гораздо более легкому, чем поршневой, и с большей удельной мощностью. Армейский контракт сулил немалые барыши, и свои проекты на конкурс представили два десятка компаний. Нелегкий выбор заказчик сделал 23 февраля 1955 года, оформив контракт на три опытных экземпляра вертолета Белл 204- одномоторной машины, оборудованной ТВлД «Лайкоминг» YT53-L-1 (700 л. с.).

вертолет ирокез uh 1 фото

Самый массовый вариант вертолета - UH-1 Н

Первый прототип вышел на испытания полтора года спустя - 20 октября 1956 года. В системе официальных обозначений поначалу именовался YH-40. В марте 1960-го, когда был выдан первый серийный заказ на 100 экземпляров, машине присвоили обозначение HU-1А, из-за которого его прозвали «Хьюи», хотя официально его окрестили «Ирокезом». Наконец, в 1962 году, с внедрением в вооруженных силах США единой системы обозначений авиатехники, буквы в индексе переставили местами: вместо HU-1 теперь именовался UH-1. Выбранная конструкторами фирмы «Белл» компоновка оказалась чрезвычайно удачной - в общей сложности было построено более 16 тыс. «Ирокезов» различных модификаций.

фото кокпита американского тяжелого транспортного вертолета ирокеза

Пилотская кабина UH-1

Характерный облик «Ирокеза» Белл 204/205, полумонококовый фюзеляж с большими боковыми дверьми, ускорявшими посадку/высадку; двухлопастный несущий винт; шасси в виде трубчатых полозьев, более легкое, чем колесное.

Транспортный вертолет ирокез uh 1 Хьюи США, основные варианты и модификации

фото транспортные вертолеты мира

Вертолет UH-1 N морской пехоты США на палубе десантно-вертолетного корабля-дока «Нью-Йорк». Учения Bold Alligator, Атлантический океан, 2012 год

  • HU-1А (с 1962 года UH-1 А) - первый серийный вариант с двигателем T53-L-1А (770 л. е.), вмещавший двух пилотов и семерых солдат.
  • Поскольку мощности вертолету явно не хватало, с марта 1961 года начались поставки HU-1В (с 1962 UH-1 В), оборудовавшегося ТВлДТ53-1_-5 (960 л. е.), а позже - T53-L-9 или -11 (1100 л. е.). Для повышения живучести на этой модификации также внедрили дублированную гидравлическую систему. Армия США получила 1010 вертолетов. Кроме того, эта модификация выпускалась в Италии и Японии.
  • В 1966 году в серию пошла модификация UH-1C, отличавшаяся модифицированным винтом. Поскольку в то время уже производились более вместительные варианты «Ирокеза», рассматривался как специализированный вертолет огневой поддержки - временное решение, до разворачивания производства ударного геликоптера АН-1 «Хью Кобра». Вооружение состояло, как правило, из пары пулеметов в дверных установках и блоков 70-мм НАР на внешней подвеске. В общей сложности изготовили 766 UH-1C.
    фото высадка с вертолета Вьетнам ОТСУТСТВИЕ РАСТИТЕЛЬНОСТИ БЛАГО ДЛЯ ВЕРТОЛЕТА

    ирокез uh 1 Хьюи США в Юго-Восточной Азии

  • UH-1 М, модификация с установленным мотором ТВлД Т53-L11 на версию UH-1C. Применение на «Ирокезе» более мощного мотора позволяло увеличить грузоподъемность, но этому мешали небольшие размеры грузовой кабины.
  • В 1962 году началось производство варианта UH-1 D (фирменное обозначение - Белл 205), получившего удлиненный фюзеляж, в котором можно было разместить до 15 десантников. До 1966 года армия США получила 2008 таких вертолетов. Всего же, с учетом экспортных поставок и выпуска по лицензии в ФРГ, было изготовлено 2561 UH-1 D.
  • Когда же на этой модификации 1100-сильный двигательT53-L-11 заменили 1400-сильным T53-L-13, появился наиболее массовый вариант «Ирокеза» - UH-1Н. Для армии США было поставлено 4850 штук. Помимо базовых модификаций существовал целый ряд специализированных вариантов «Ирокеза», в большинстве своем переоборудовавшихся из основных моделей.
фото ТТХ американского вертолета

Транспортный вертолет ИРОКЕЗ в разрезе

На основе UH-1 Н были созданы учебный вертолет ТН-1Н

военно транспортный вертолет сша фото

Вертолет ТН-1Н 23-й тренировочной эскадрильи ВВС США. Форт-Ракер, Алабама, 2008 год

  1. поисково- спасательный НН-1Н
  2. вертолеты РЭБ ЕН-1Н и ЕН-1Х
  3. медико-эвакуационный UH-1V.
фото операция «Возрождение надежды». Декабрь 1992 года

американский многоцелевой вертолёт фирмы Ирокез Bell Helicopter Textron

Помимо базовых модификаций транспортного вертолета ирокез uh 1 Хьюи США, существовал целый ряд специализированных вариантов «Ирокеза». «Ирокезы» поступали на вооружение также в корпус морской пехоты (КМП), авиацию ВМС и ВВС США - хотя и в гораздо меньшем количестве.

  • «Морпеховский» вариант UH-1 Е соответствовал армейским UH-1 В/С. В 1963-1964 годах КМП получил 192 таких модификации, а в 1965 - 20 учебных ТН-1 Е.
    вертолет ирокез фото

    Вертолёт морской пехоты США UH-1 совершает патрулирование над Могадишо

  • Для авиации ВМС производились поисково-спасательные вертолеты НН-1К (27 единиц), многоцелевые UH-1L (8) и учебные ТН-1 L (25).
    вертолет ирокез фото

    Вертолет НН-1Н. Авиабаза Литтл-Рок, США, 1984 год

  • ВВС заказали собственную модификацию UH-1B/C, предназначавшуюся для доставки расчетов на позиции МБР и проведения поисково-спасательных операций - UH-1 F. В отличие от всех других вариантов «Ирокеза» она комплектовалась двигателем фирмы «Дженерал Электрик» (Т58 мощностью 1250 л. е.), а не «Лайкоминг» - в целях унификации с НН-3, состоявшим на вооружении ВВС. Поставлено 119 вертолетов UH-1F (часть из них переоборудована в вооруженный вариант UH-1 Р и применялась во Вьетнаме для обеспечения действий спецназа), а также 27 учебных ТН-1 F.
американский вертолет фото

Вертолет UH-1N 459-й эскадрильи ВВС США. Авиабаза Йокота, Япония, 2014 год

Помимо США, «Ирокезы» производились по лицензии в Германии (фирма «Дорнье» построила 352 UH-1 D), Италии, где «Беллы» 204 и 205 выпускались фирмой «Агуста» под обозначениями АВ 204 и АВ 205, а также Японии, где фирма «Фудзи» выпускала UH-1B, а затем UH-1J - модифицированный вариант UH-1 Н. Кроме того, сборка небольших партий осуществлялась в Турции и на Тайване.

фото военно транспортные вертолеты мира

Вертолет UH-1B ВВС Германии. Совместные учения ВВС США, Канады, Германии и Дании. Аламогордо, США, 1997 год

С середины 80-ых "Ирокез" понемногу сходит со сцены, и его место начинает занимать uh 60a black hawk блэк хок, того же класса и назначения, (это касается США). В государствах на латино - американском континенте, в Азии и частично в Африке, он до сих пор остается основным военно-транспортным вертолетом армии.

Прокоментировать