Армия США

Многоцелевая авиационная ракета AGM-65 «Мэверик»

Многоцелевая авиационная ракета AGM-65 «Мэверик» - задача поразить малоразмерную цель на земле.
Увеличение роли тактической авиации в борьбе с малоразмерными наземными целями, с одной стороны, и качественное усиление войсковой ПВО - с другой, потребовали создания управляемых ракет (УР) класса «воздух - земля» с возможностью пуска без захода самолета в наиболее опасную зону действия ПВО и имеющих высокую вероятность поражения цели и помехозащищенность.
ВВС США, не слишком довольные авиационными ракетами с телеуправлением вроде AGM-12 «Буллпап», хотели заменить их ракетой, способной наводиться на цель самостоятельно, не ограничивая маневр самолета-носителя после пуска.

тактическая ракета класса "воздух-поверхность"

AGM-65_Maverick класс "воздух-поверхность"

Новая сверхзвуковая УР, разработка которой началась в 1965 году, предназначалась для поражения прежде всего малоразмерных целей: танков, бронемашин, ракетных и артиллерийских установок, полевых укреплений, командных пунктов, самолетов на стоянках, небольших мостов. Заказ на разработку получили фирмы «Рокуэлл» и «Хьюз».

В 1968 году для дальнейшей доработки выбран образец «Хьюз». В 1971 году началась организация серийного производства ракеты, получившей обозначение AGM-65 и характерное имя «Мэверик», можно перевести как «бродяга» или «действующий в одиночку».

фото полигон США

AGM-65 за доли секунды до цели, танк М-48

Многоцелевая авиационная ракета AGM-65 «Мэверик», применение.
AGM-65A применялась ВВС США во Вьетнаме, ВВС Израиля - на Ближнем Востоке. Модификации AGM-65B, D, Е, G использовались в войне в Персидском Заливе. Первыми зарубежными покупателями AGM-65 «Мэверик» стали Израиль и Иран. Различные модификации «Мэверик» поступили на вооружение ВВС примерно 30 стран. Производство AGM-65 было прекращено в 1999 году после выпуска 75 тысяч штук.

фото применения тактических ракет

Ирак 27 марта 2005- Hornet выполняет боевую задачу, на внешних узлах подвески видна ракета маверик

Первые модификации AGM-65 - А и В - имели телевизионную систему самонаведения. Телевизионная ГСН включает телекамеру (координатор цели), установленную в карданном подвесе за прозрачным носовым обтекателем. Ракеты подвешиваются на внешних узлах с помощью однобалочной или трехбалочной пусковой установки. Аппаратура комплекса требует незначительного дооборудования самолета, поэтому носителями могут выступать различные модели - истребители F-15, F-16, F-4E и D, F-18, F-111, «Торнадо» GR.1, AJ-37, штурмовики А-7, А-10, AV-8B и другие.

фото ВВС новой зеландии

AGM 65 Maverick на вертолете Королевских ВВС Новой Зеландии

При подготовке к применению оператор (пилот) выбирает цель, включает вначале гироскоп, затем телевизионную ГСН выбранной УР, которая передает изображение местности на экран в кабине самолета. Затем оператор совмещает изображение цели с перекрестием на экране и подает команду на захват цели ГСН.
Самонаведение осуществляется корреляционным методом. Телевизионная ГСН обеспечивала хорошую точность наведения с круговым вероятным отклонением до 2-2,5 м, но только при хороших условиях видимости. Кумулятивная боевая часть рассчитана на поражение прочных бронированных и бетонированных целей. Модификация AGM-65B появилась в 1975 году и отличалась телевизионной системой с улучшенной оптикой и меньшим углом зрения, обеспечившей большую дальность захвата цели.

 ВМС США

AGM-65 Maverick с лазерным наведением, морская авиация

В 1971 году ВВС США предложили «Хьюз Эйркрафт» переделать «Мэверик» под лазерную полуактивную систему самонаведения с использованием разработок компании «Мартин Мариетта». Уже в 1973 году была испытана модификация с лазерной ГСН, получившая обозначение AGM-65C. ГСН обеспечивает наведение ракеты на цель по отраженному лазерному лучу в любых условиях освещенности. Модификация AGM-65E с ГСН фирмы «Рокуэлл» получила мощную боевую часть проникающего типа для поражения особо прочных сооружений и боевых кораблей.

Авиабаза Неллис, штат Невада. 2011 год

Пуск AGM-65 со штурмовика Фэйрчайлд Рипаблик А-10 «Тандерболт» II

  • Но ВВС и авиацию ВМС США больше заинтересовал другой вариант, «всесуточной» и «всепогодной» ракеты «Мэверик». Разработка которого началась в 1976 году. Ракета AGM-65D получила пассивную тепловизионную ГСН, включающую зеркальное сканирующее устройство и охлаждаемые инфракрасные детекторы. Новый авиационный ракетный комплекс потребовал дооборудовать самолет-носитель инфракрасной станцией переднего обзора и РЛС для обнаружения и идентификации цели в любых погодных условиях. Работа оператора в целом подобна работе с «телевизионным» вариантом. Самонаведение зависит от дальности пуска и размеров цели и осуществляется двумя способами: определением фазового центра цели и наведением на него, пока цель не занимает большую часть поля зрения ГСН, после чего включается автокорреляционный режим. Ракета получила также модифицированный двигатель SR114-ТС-1.
Фэйрчайлд Рипаблик А-10 «Тандерболт» II

Взрыв тактической ракеты, ученья авиабаза Неллис, штат Невада. 2011 г

  • AGM-65F, разработанная по заказу ВМС, отличается ГСН, рассчитанной на наведение с большей дальности на корпус корабля и проникающей осколочно-фугасной боевой частью.
  • AGM-65G, принятая ВВС США в 1989 году, оснащена проникающей боевой частью, новым цифровым автопилотом и улучшенной ГСН. Применение ракет «Мэверик» в ходе Войны в Заливе в 1991 году выявило недостаточную помехозащищенность теле- и тепловизионных ГСН в условиях жаркой пустыни. Фирма «Рэйтеон» разработала ГСН на основе ПЗС-матрицы (модификации AGM-65H, AGM-65K, AGM-65J).
Авиабаза Кэннон, Нью-Мексико. 2004 год

Истребитель F-16C «Файтинг Фалкон» выпустил ракету AGM-65H

ТТХ многоцелевая авиационная ракета AGM-65 «Мэверик»    
Модификация AGМ-65А (В) AGM-65C AGM-65D AGM-65E AGM-65F
Год создания 1971 1975 1983 1985 1987
Система наведения телевизионная лазерная полуактивная тепловизионная лазерная полуактивная тепловизионная
Максимальная дальность пуска, км 8 15 20-25 20 25
Максимальная скорость, М 2 2 2 2 2
Стартовая масса, кг 210 210 220 293 307
Тип боевой части кумулятивная кумулятивная кумулятивная осколочно-фугасная проникающая осколочно-фугасная проникающая
Масса боевой части, кг 59 59 59 136 136
Длина, мм 2460 2460 2460 2480 2490
Диаметр, мм 300 300 300 300 300
Размах крыла, мм 720 720 720 720 720
Многоцелевая авиационная ракета AGM-65 «Мэверик»

Механики снимают подъемный механизм с ракеты «Мэверик» после установки на самолет Локхид Р-3 «Орион» Гавайи, 2010 г

Ракета «Мэверик» выполнена по нормальной аэродинамической схеме с крестообразным крылом и аэродинамическими рулями, расположенными в плоскости консолей крыла. Фюзеляж включает два отсека: в головном размещена головка самонаведения (ГСН), в хвостовом - боевая часть с предохранительно-исполнительным механизмом, двигатель и система управления. Электронные цепи запитываются от бортовой батареи. Аэродинамические рули приводятся в действие гидравлическими рулевыми машинками. Тяга двухрежимного твердотопливного ракетного двигателя SR109-ТС-1 составляет 4540 кгс в стартовом режиме и 990 кгс в маршевом.

Прокоментировать