Армия США

Линкоры типа Айова

Линкоры типа Айова, прошедшие через войну на Тихом океане, применявшие свой главный калибр в Корее и Вьетнаме, четыре из них дожили до 1980-х и приняли участие в еще одной войне, «Буре в пустыне», когда их возраст приближался к 50 годам. С развитием авиации и ракетного оружия ценность линкоров ограничилась лишь огневой поддержкой десанта, фактически превратив их в огромные мониторы.

фото класса айова

Линкор «Айова» (ВВ-61) в камуфляжной окраске 1943 год

Появление быстроходных немецких линкоров и сведения о японской программе модернизации линейных крейсеров типа «Конго» заставили американцев предусмотреть вариант перехвата таких кораблей.
Есть соблазн сказать, что этот тип кораблей вобрал в себя опыт боев первых лет Второй мировой войны, но это не так, в действительности их создавали в предвоенные годы. Последние крупные изменения в проект внесли в ноябре 1930-го.

линкоры типа айова фото

«Портер», прозванный «Wille dee», идет из Норфолка на соединение с «Айовой» 12 ноября 1943 года

К началу войны американцы уже построили два новых линкора типа «Норт Кэролайн», еще четыре типа «Саут Дакота» находились в процессе. «Дакоты» были прекрасными кораблями своего класса - мощное вооружение и отличная защита удачно «вписались» в очень компактный корпус, и при очень умеренной мощности механизмов они развивали вполне достойную скорость в 27 узлов.

На то время они были олицетворением американской концепции тяжелых артиллерийских кораблей: акцент прежде всего на защите, затем на мощном вооружении и отсутствие маниакального желания достичь минимального превосходства в скорости, не считаясь с ценой (итальянский подход). Этих приоритетов американцы придерживались на протяжении всех предыдущих 30 лет, но «Айова» стала несколько странным отходом от этих многолетних традиций.

фото кораблей класса айова фото

Линкор «Нью-Джерси ВВ-62. Тихий океан, американское побережье, 1982 год

В качестве типовых вариантов использования таких линкоров рассматривались: нейтрализация вражеских рейдеров и прикрытие собственных быстроходных авианосцев в случае внезапного нападения. Особенно ночью, когда авианосцы становились беззащитными.
Для выполнения этих задач, как виделось тогда, требовалась скорость не менее 32 узлов, позволявшая им не отставать от авианосцев либо гарантированно перехватить вражеский рейдер.

На первый взгляд, по сравнению с «Дакотами» прибавка в скорости была невелика, но эти дополнительные 5 узлов обошлись - в прямом и переносном смысле - очень дорого. Поначалу проектировщики предполагали уложиться в договорные ограничения (45 тыс. т), но вскоре стало ясно, что требуемой скорости в 33 узла удастся достичь лишь при увеличении водоизмещения на 10 тыс. т. Мало того, эти 6 узлов потребуют более чем полуторакратного увеличения мощности силовой установки. Если «Дакоты» достигали 27 узлов при 130 000 л.с., то новому линкору, по расчетам, требовалось порядка 210 000 л.с. К этому моменту выход из договора Японии и Италии развязал кораблестроителям руки и единственным ограничением осталось «панамакс» - ширина и осадка, позволявшие кораблю использовать Панамский канал.

фото ВМС США

линкоры тип айова последние в своем классе корабли

Вооружение главного калибра по сравнению с шестью предыдущими линкорами осталось неизменным (девять 406-мм орудий в трехорудийных башнях), увеличились лишь длина ствола (с 45 до 50 калибров) и, соответственно, начальная скорость снаряда. Средний калибр был представлен 20 великолепными 127-мм универсальными скорострельными орудиями, способными эффективно бороться не только с легкими кораблями, но и самолетами на больших высотах и дальностях. Размещенные в десяти двухорудийных башнях, они обеспечивали равномерный обстрел по всем секторам. Подробнее о вооружении кораблей этого типа смотрим тут.

американский флот фото

Линкор Миссури и Китти Хок ВМС США пополняют запасы от корабля снабжения аналогичного нашему "Березина"

Головной корабль серии, «Айову», заложили 27 июня 1940 года, через три месяца «Нью-Джерси», а в январе 1941-го - «Миссури» и «Висконсин». Первоначальные планы предполагали этим и ограничиться, но развитие ситуации в мире вынудило в 1942-м заложить еще два - «Кентукки» и «Иллинойс». В соответствии с американской системой обозначений кораблей ВМФ, эти шесть линкоров получили (в том же порядке) номера от ВВ-61 до ВВ-66. Первые два вошли в строй через 2 года 8 месяцев после закладки (в феврале и мае 1943-го), а вторая пара - через 3,5 г.. (в 1944-м). С завершением войны «Кентукки» и «Иллинойс» решили не достраивать, но разрезали их только в 1958-м.

фото серии кораблей типа айова фото

Линкор «Кентукки» (ВВ-66) перед разделкой в Балтиморе, 31 октября 1958 года. Носовая часть была использована для ремонта ЛК «Висконсин» в 1956

В 1943-м, когда «Айова» начала службу, линкоры уже бесповоротно перешли на вторые роли. Никаких боев тяжелых сил, подобно схваткам в водах Гуадалканала, за оставшиеся два года войны так и не произошло. Впрочем, в октябре 1944-го у американских кораблей, включая и «Айову», был шанс показать в бою свою мощь, но... тактическая ошибка адмирала Хэлси вновь развела американские и японские линкоры. За всю войну «Айовы» участвовали в бою всего пару раз, а целями были корабли не крупнее эсминца. Однако их главный калибр работал без устали - сначала обстрелы Иводзимы, затем Окинавы и, наконец, самих японских островов Хонсю и Хоккайдо. Кульминацией стало подписание капитуляции Японии на борту «Миссури», бросившего якорь в Токийском заливе.

на заднем плане видны орудия главного калибра

Члены экипажа линкора Нью-Джерси ВМС США, наблюдают за мытьем японского военнопленного

Второе рождение этих могучих кораблей состоялось как ответ на усиление советского флота...
За триумфом последовали пять лет спокойной службы, пока в Корее снова не потребовались их орудия - и теперь уже исключительно для огневой поддержки приморских флангов армии и обстрелов прибрежных объектов.

В 1956-1958 годах все они были отправлены в резерв, откуда, как тогда казалось, спустя несколько лет неизбежно будут списаны на слом. Тем не менее в 1968-м «Нью-Джерси» снова призвали на службу - во Вьетнам, с той же задачей, что ранее. Правда, пострелять пришлось всего год, уже вначале 1969-го он присоединился к своим спящим собратьям.

Второе рождение этих могучих кораблей состоялось как ответ на усиление советского флота, и в особенности - тяжелых крейсеров типа «Киров». На протяжении 1982-1986 годов все они были введены в строй, пройдя ремонт и получив ракетное вооружение - крылатые ракеты для ударов по наземным целям «Томагавк» и противокорабельные ракеты «Гарпун», при этом немного пострадала 127-мм артиллерия: из десяти башен оставили лишь шесть. В настоящее время все «Айовы» стали кораблями-музеями.

фото кораблей тип айова фото

Линкор «Висконсин» (ВВ-64) 1988 год

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИНКОРА «АИОВА» (НА 1944 г.)

  • Водоизмещение, т: стандартное: 48 400 боевое: 55 400
  • Размерения, м: длина: 270 ширина: 33 осадка: 10,7
  • ГЭУ: паровые турбины общей мощностью 212 000 л. с.

Технические характеристики:

  • скорость, узлов: 32
  • дальность плавания, морских миль: 14 900 (при 15 узлах)
  • Экипаж.: 2788 чел.
  • Вооружение: артиллерийское: 9 х 406-мм АУ Мк 7,20 х 127-мм универсальных АУ Мк 12,19 х 40-мм счетверенных и 52 х 20-мм зенитных АУ;
  • три гидросамолета разведчика - корректировщика 0S2U

«Айовы» стали последними американскими линкорами, но не последними, вступившими в строй, - британский «Вэнгард» и французский «Жан Бар» достроили уже после войны. Стоимость постройки одного корабля составляла около 100 млн долларов в ценах того времени. На максимальной дальности стрельбы время полета 406-мм снаряда составляло почти 1,5 минуты.

Прокоментировать