ВС Великобритании

Сопвич кэмел самолет Великобритании

Сопвич кэмел самолет Великобритании, стал самым результативным английским истребителем в Первой мировой войне.
Официальное именование «Кэмел» было Сопвич «Биплан» (Sopwith Biplane) F.I.

Сопвич кэмел фото

Sopwith Camel Королевских ВВС

Разработан под руковоством Герберта Смита на основе более раннего истребителя «Пап». От предшественника «Кэмел» отличался в основном конструкцией крыльев, которые имели больший на 0,4 м размах и меньшую хорду, а также усиленным вооружением (два синхронных пулемета вместо одного).

сопвич триплан

Два пулемета "льюис" прозванных гремучей змеей, установленна над верхним крылом Сопвич. Перезарядка во время полета невозможна.

Прототип, впервые поднявшийся в воздух 22 декабря 1916 года, был оборудован ротативным двигателем «Клерже» 9Z (110 л. с). Летные данные были прекрасными. В первую очередь это касалось маневренности, высоко ценимой летчиками в эпоху воздушных боев в стиле «собачьей свалки».
Самолет запустили в серийное производство сразу на нескольких предприятиях. Первая машина была выпущена 7 мая 1917 года. К концу 1917 года суммарный объем заказов достиг 3450 экземпляров. Общий объем выпуска составил 5490 машин. Таким образом, «Кэмел» стал наиболее массовым британским истребителем времен Первой мировой войны. Серийные машины комплектовались ротативными моторами «Клерже», «Рон», «Бентли» различных модификаций.

Сопвич кэмел самолет Великобритания

Сопвич Кэмэл на службе Красной армии, крылатый череп на фюзеляже, на хвосте красная звезда

Сопвич кэмел самолет Великобритании, поставки в строевые части начались в июне 1917 года. Уже 5 июня были одержаны первые победы - А. М. Шук из 4-й эскадрильи над Остенде сбил истребитель Альбатрос D. lll и двухместный разведчик. Осенью 1917-го количество частей, вооруженных «Кэмелами», на Западном фронте продолжало увеличваться. К началу октября было завершено перевооружение 43-й эскадрильи, из Великобритании прибыла 28-я эскадрилья.

В том же месяце во Франции на «Кэмелы» пересела 3-я эскадрилья. В ноябре прибыла из Великобритании 46-я эскадрилья. В этот период «Кэмелы» были задействованы, в частности, в боях под Ипром, где самолеты 28-й и 70-й эскадрилий применялись не только как истребители, но и как штурмовики. Так, 20 октября они нанесли удар по аэродрому Румбеке, уничтожив пять вражеских самолетов. В ходе битвы у Камбрэ в качестве штурмовиков использовались «Кэмелы» 3-й и 46-й эскадрилий.

сопвич кэмел штурмовик

Использовался в качестве штурмовика, потери при штурмовке доходили до 1/3 летного состава

Они наносили удары по вражеским батареям и скоплениям войск. Пилоты-истребители не любили подобные операции, поскольку они сопровождались большими потерями, порой достигавшими 30 %.
Но производство новых самолетов позволяло с лихвой перекрывать эти потери и продолжить перевооружение: в декабре 1917-го «Кэмелы» получила 54-я эскадрилья.
Ее пилоты за период с февраля по апрель 1918-го записали на свой счет более 80 воздушных побед, однако собственные потери были чрезвычайно высокими. Эскадрилья за указанный период лишилась 40 «Кэмелов» - 220 % штатного состава! Весна 1918 года стала периодом наибольших успехов «Кэмелов», завоевавших репутацию лучших британских истребителей. 24 марта капитан Джон Троллоп из 43-й эскадрильи установил рекорд, сбив за один день шесть вражеских самолетов: два разведчика DFW и истребитель «Альбатрос» в утреннем вылете и еще три двухместные машины - в вечернем.

завоевавших репутацию лучших британских истребителей

Весна 1918 года стала периодом наибольших успехов «Кэмелов», летчик из Канады Уильям Баркер 52 сбитых самолета, награжден Крестом Виктории

ТТХ Сопвич кэмел самолет Великобритании

  • Тип: одноместный истребитель
  • Двигатель: «Клерже» 9В мощностью 130 л. с.
  • Размеры, м: длина: 5,71, высота: 2,59, размах крыла: 5,53, площадь крыла, м2:21,46
  • Вес, кг: пустого: 422,  взлетный: 660

Технические характеристики:

  • максимальная скорость, км/ч: 185 продолжительность полета: 2 ч 30 мин
  • практический потолок, м: 5795
  • Вооружение: 2 х 7,7-мм пулемета «Виккерс»

Палубные самолеты 2F.1 «Кэмел» служили на авианосцах «Фьюриес», «Аргус», «Игл», гидроавианосце «Пегасус». Малая длина разбега позволяла эксплуатировать их также с платформ, устанавливаемых на крейсерах (в носовой части или на орудийных башнях) и даже с барж, буксируемых эсминцами. Наиболее известной операцией палубных «Кэмелов» стал налет на базу германских дирижаблей в Тондерне, предпринятый 19 июля 1918 года семеркой самолетов с «Фьюриеса». Итогом стало уничтожение «цеппелинов» L.54 и L.60. На авианосец вернулись только два Сопвич. Три совершили вынужденные посадки в Дании, два были потеряны при посадке на воду (погиб один пилот).

самолет сопвич

Налет самолетов 2F.1 «Кэмел» на Тондерн вошел в историю как первый рейд палубной авиации против наземной цели. Взлет с палубной надстройки Sopwith Camel ВВС США, Миссисипи 1919 год.

«Кэмел» отличался строгим управлением, поэтому неопытному летчику было трудно с ним справляться. Из-за гироскопического момента ротационного двигателя маневренные характеристики были асимметричны, то есть левая «бочка» и развороты влево выполнялись быстрее, чем правые. Некоторые летчики делали левый разворот на 270°, а правый на 90°. По этой же причине особенно опасным был этап взлета, во время которого «Кэмел» пытался уйти влево и летчик с трудом удерживал его на прямой, отклоняя руль поворота до упора вправо.

фото в национальном музее

Сопвич «Биплан» (Sopwith Biplane) F.1 на выставке в Арканзасе. США, 1981 г

На малых скоростях полета «Кэмел» имел тенденцию сваливаться в штопор. Насколько он был опасным для молодых летчиков, говорит тот факт, что во время войны в различных летных происшествиях, не связанных с боевыми действиями, погибли 385 пилотов, а в боях - 415. Еще одним недостатком «Кэмела» были плохие высотные характеристики.
Но, несмотря на все указанные особенности, Сопвич «Биплан» стал не только наиболее массовым, но и наиболее результативным британским истребителем Великой войны - на счету его пилотов 2790 воздушных побед (согласно официальной британской статистике).

Прокоментировать