Советская армия

Самолет истребитель МИГ 17 фото

Самолет истребитель МИГ 17 фото, стал одним из лучших дозвуковых истребителей в мире. Обладая мощным вооружением и прекрасными летными данными в сочетании с поразительной универсальностью и простотой эксплуатации, эти самолеты прожили долгую и славную жизнь, не раз отличившись в бою.
Хотя КБ Микояна и Гуревича сделало себе имя благодаря истребителю МиГ-15, успешно сражавшемуся в Корейской войне, настоящим шедевром этого коллектива в 1950-е годы стал его преемник, МиГ-17. Впрочем, с таким же успехом он мог бы носить обозначение 15М или что-то подобное, поскольку важные отличия от «15-го» касались лишь некоторых компонентов конструкции и даже внешне во многих случаях машины можно было различить с большим трудом.

характеристики фото

МиГ-17 ВВС СССР в кодовой системе НАТО получил обозначение Fresco

Завершив испытания и доводку "пятнашки", микояновцы могли немного перевести дух - советские ВВС получили самолет, по главным параметрам не уступающий лучшим истребителям противника. Тем не менее конструкторы понимали, что МиГ-15 еще далек от идеала. Главным требованием к истребителям оставалась скорость, и акцент в работах по улучшению «15-го» был сделан на этом параметре. Поскольку двигатель и, соответственно, его тяга оставались прежними (хотя уже шли работы по оснащению ВК-1 форсажной камерой), оставалось совершенствовать аэродинамику самолета.

14 июня 1965 г летчик-исребитель В.Привалов совершил "хулиганский проступок" пролетел под центральным пролетом моста через реку Обь. Заход на скорости около 700 км/ч. в окно пролета моста при ширине 120 метров и высоте 30 метров. Истребитель Миг-17 пролетел в метре от поверхности воды... И взмыл ввысь, в километре по курсу находился следующий мост уже железнодорожный, под ним он пролетать не стал, уйдя в пике. Угрозу трибунала от летчика отвел министр обороны маршал Р.Я.Малиновский, таким образом летчик остался в строю. Дальнейшую службу летчик проходил в Кубинке.

пролет коммунальный мост

МиГ-17 пролетающий под мостом фото

"Пятнадцатый" имел стреловидность крыла 35°, и самым очевидным шагом было дальнейшее увеличение этого параметра. Уже в 1949 году вовсю шла работа по созданию истребителя с новым, «45-градусным», крылом. Помимо большего угла, изменился и профиль крыла (оно стало тоньше). Фюзеляж удлинили почти на метр, увеличили киль, а также размеры и форму тормозных щитков.
Прототип был готов летом 1949 года, и 1 февраля 1950-го впервые поднялся в небо. Как это часто бывало, первые осторожные полеты не принесли особых проблем, но когда машину начали испытывать на максимальных скоростях и высотах, начался флаттер стабилизатора. 17 марта самолет был полностью разрушен, а летчик-испытатель Иващенко погиб.

Испытания на втором прототипе продолжил испытатель Седов. Хотя прирост скорости оказался меньше желаемого, однако поведение самолета в воздухе, его пилотажные свойства заметно улучшились. Испытания и доводка новой машины заняли около года, и осенью 1951 года начался серийный выпуск. Несмотря на начавшуюся войну в Корее, руководство ВВС решило не посылать новейший истребитель в бой, и «17-е» начали поступать в полки, прикрывавшие в СССР самые важные в послевоенные годы направления - западное и южное.

боевое применение

Истребители МиГ-17ПФУ снаряжение ракетами фото

Высокие качества самолета истребителя МИГ 17 фото предопределили массовое производство. Его выпуск (хотя и не достигший цифр выпуска "15") был организован на заводах в Горьком (Нижний Новгород), Куйбышеве (Самара), Новосибирске, Комсомольске-на-Амуре и Тбилиси.
В период с 1952 по 1958 годы эти пять заводов построили 7999 машин всех вариантов.
К этому моменту в КБ Климова сумели создать форсажную камеру для двигателя ВК-1. Когда (обозначив ВК-1Ф) его установили на истребитель, появился самый массовый вариант МиГ-17Ф. Несмотря на заметный прирост тяги, скорость почти не выросла - аэродинамика оставалась все еще типично дозвуковой, и сопротивление по мере приближения к скорости звука быстро росло. Однако для типичного тогда маневренного воздушного боя МиГ-17 все же получил от нового двигателя преимущества - резко улучшившийся разгон и прекрасную вертикальную маневренность.

характеристики

Двигатель самолета истребителя МиГ 17 фото

фото чертежи

На макете видно сколько места в самолете занимает двигатель с оборудованием

К этому времени подоспели трофеи из Кореи - со сбитого «Сейбра» сняли, изучили и скопировали радиодальномерный прицел и некоторые другие ценные образцы оборудования. Когда все эти новинки установили на МиГ-17Ф, появился, возможно, лучший дозвуковой истребитель в мире. Но при всех своих достоинствах он оставался исключительно истребителем для боев в условиях хорошей видимости, и только днем. Как только видимость ухудшалась, истребитель становился беспомощным. А главной угрозой для СССР были стратегические бомбардировщики противника - поначалу поршневые В-29/В-50 и В-Зб, а позже и реактивные высотные (по меркам того времени) В-47, В-52, «Вэлианты», «Викторы» и «Вулканы». Единственным способом решения этой проблемы было оснащение истребителя РЛС, и ОКБ начало изучать возможность установки локатора (радиоприцела, как его тогда называли) - довольно громоздкого и тяжелого устройства – на сравнительно небольшой МиГ-17.

ттх фото

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МИГ-17Ф

Перехватчики
Первым в семействе в серию запустили МиГ-17П (перехватчик), оснащенный РЛС РП-1 «Изумруд», приемную и передающую антенны которой пришлось разнести: первая располагалась в центре воздухозаборника, а вторая в его верхней части. Основой для МиГ-17П послужил обычный 17, а для аналогичного по вооружению и оборудованию МиГ-17ПФ - «форсажный» вариант, которые запустили в серию, соответственно, в 1953 и 1954 годах.

фото союзников по воршавскому договору

итребители МиГ-17Ф и серии ПФ ВВС Румынии

Эти перехватчики могли наводиться на цель в любых погодных условиях и ночью, но для поражения противника были вынуждены сближаться с ней на дистанцию эффективного артиллерийского огня (200-300 м), что серьезно осложняло задачу. Ответом стали первые, еще ненадежные и весьма сложные в использовании ракеты «воздух - воздух», управляемые по радиолучу.

Эти ракеты, входившие в состав комплекса перехвата, получили обозначение РС-1У, РЛС - РП-1 У, а перехватчик - МиГ-17ПФУ. Доводка ракет сопровождалась большими проблемами, и на вооружение новые перехватчики начали поступать лишь в 1956 году. Кроме этих, сравнительно массовых вариантов, небольшой серией выпускался истребитель-разведчик МиГ-17Р, на котором 37-мм пушку заменили аэрофотоаппаратом АФА-39 для перспективной съемки.

истребитель

МиГ-17ПФУ фото

МиГ-17Ф - моноплан со средним расположением крыла и цельнометаллической конструкцией. Крыло - двухлонжеронное, состоит из центроплана и двух консолей. Угол стреловидности по передней кромке - 45° у корня и 42° в концевых частях. Фюзеляж имеет максимальный диаметр 1,45 м и состоит из двух частей, соединенных эксплуатационным разъемом по 13-му шпангоуту для быстрой смены двигателя. Пушечное вооружение размещалось на лафете, который опускался на тросах, позволяя производить быстрое и удобное обслуживание, ремонт и перезарядку вооружения. Топливо размещалось в крыле и двух фюзеляжных (в хвостовой части) топливных баках.
Производство самолета истребителя за рубежом
Производство самолета истребителя МИГ 17 фото не ограничилось советскими заводами: к ним присоединились предприятия в Польше и Китае. Мало того, польские инженеры выстроили собственную линейку развития МиГ-17.

истребитель фото

МиГ-17 ВВС Польша

Лицензия на производство МиГ-17Ф была приобретена Польшей в 1955 году, и спустя год начался его выпуск под обозначением Lim-5, а МиГ-17ПФ - Lim-5P. Эти машины выпускали до конца I960 года, суммарный выпуск превысил 600 штук. Польские авиаконструкторы видели перспективы самолета в роли истребителя-бомбардировщика и стали разрабатывать специальные варианты для выполнения именно этих задач. Их усилия сосредоточились на увеличении боевой нагрузки, дальности и способности действовать с грунтовых ВПП. Первый из них, Lim-5M, получил мощное шасси, утолщенный корень крыла и тормозной парашют, но оказался неудачным, как и немного усовершенствованный Lim-6.

самолеты германии

ВВС ГДР Lim6 MLP

Наконец на следующем варианте, Lim-6bis, решили ограничиться минимальными переделками, хотя приоритеты остались прежними. У корня крыла появились два пилона для вооружения - это позволило не только подвешивать более тяжелые бомбы, но и сбрасывать их порознь. Еще важнее было то, что дополнительные пилоны давали возможность нести боевую нагрузку и подвесные баки одновременно. Под килем появился контейнер с тормозным парашютом.

польский вариант Самолет истребитель МИГ 17 фото

Lim-6bis ВВС ГДР

Этот вариант оправдал ожидания, и все Lim-5M и -6 вскоре переоборудовали по такому образцу. Позже, в начале 1970-х, и более ранние Lim-5 и -5Р приводили к этому стандарту. Всего завод в г. Мелец с 1962-го по 1964 год построил 170 самолетов в «польских вариантах».
В Китае выпуск МиГ-17 развернулся на заводе в Шеньяне в 1956 году. Специалисты проходили обучение на авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре, оттуда же в Шеньян поступило 27 самолетов в различном виде - от летающих до набора заготовок. Эти машины были обозначены Цзян-4, а серийные самолеты полностью китайского происхождения - Цзян-5. Их выпуск продолжался до 1959 года, построили 767 этих истребителей.

В большинстве стран на боевой службе он заметно пережил своего преемника МиГ-19

Цзян-Цзяо-5 (JJ-5) - учебно-боевой вариант МиГ-17, созданный в КНР в конце 60-х годов

Из-за «культурной революции» и «большого скачка» выпуск аналога МиГ-17ПФ, Цзян-5А, начался лишь в 1964 году. Китайские конструкторы создали (разумеется, по образцу МиГ-15УТИ) собственную, нигде более не повторенную двухместную учебно-боевую версию, которая строилась большой серией (1061 шт.) на заводе в Ченду вплоть до 1986 года. Таким образом, серийное производство МиГ-17 и его клонов продолжалось более 30 лет, на протяжении которых построили около 11 000 машин.
Вопреки распространенному мнению, в Чехословакии МиГ-17 не выпускали.

были наши самолеты и у американцев, в качестве экспонатов

МиГ-17Ф выставлен в национальном музее ВВС США. Райт-Паттерсон, штат Огайо

Массовое производство позволило быстро насытить ВВС СССР и стран-союзников по ОВД новыми истребителями, но прогресс в авиации был настолько быстрым, что уже к моменту прекращения серийного выпуска МиГ-17 выглядел несколько устаревшим. Правда, по другую сторону «железного занавеса» ситуация отличалась не сильно.

военные поставки мигов

Страны куда поставлялся истребитель фото

Боевая карьера самолета в советских ВВС, к счастью, ограничилась несколькими эпизодами нарушения границ СССР самолетами-разведчиками (часть из них сбили) и массовыми попытками перехвата дрейфующих высотных аэростатов. Кроме того, на конец 1950-х годов пришлось немало случаев безнаказанных рейдов в глубь территории СССР высотных самолетов-разведчиков (сначала британских «Канберра», а позже и американских U-2), против которых МиГ-17 были бессильны. Примерно этим же занимались болгарские, чехословацкие, польские истребители.

фото деталей самолета

миг 17 чертеж

В советских ВВС самолет истребитель МИГ 17 фото быстро перешли на вторые роли - сначала в истребители-бомбардировщики, а позже и в тренировочные самолеты в авиаучилищах. А на другом конце Земли, в КНР, новые истребители, не успевшие повоевать в Корее, оказались вовлечены в многолетнее противостояние народного движения и гоминьдановского режима, которое в воздухе проходило наиболее ожесточенно. В 1958 году произошло важнейшее событие: в МиГ-17 в ходе боя попала ракета AIM-9 «Сайдвиндер», но взрыватель не сработал, и новую ракету с ИК-ГСН удалось привезти на аэродром в сравнительно целом состоянии, а вскоре запустить в серийное производство в СССР под обозначением Р-3.

боевое применение истребителя фото

Пилоты МиГ-17 ВВС Вьетнама Luy Huy Chao (6 воздушных побед), Le Hai (7 побед), Mai Duc Тай (2 побед), и Hoang Van Ky (5 побед погиб 5 июня 1967)

Но самыми яркими боевыми эпизодами в жизни МиГ-17 стали две войны на Ближнем Востоке и война во Вьетнаме.
В ходе скоротечной Шестидневной войны 1967 года миги выступали в основном в роли уничтоженных на земле десятков и сотен сирийских и египетских самолетов. После этой войны большое количество МиГ-17 из состава советских ВВС и Авиации ПВО было в кратчайшие сроки передано арабским союзникам СССР для восполнения потерь.

стал одним из лучших дозвуковых истребителей в мире

МиГ-17 на службе Вьетнамских ВВС

В период 1967-го по 1973 год (т. н. «война на истощение») самолеты истребители МИГ 17 фото уже были переведены на исполнение штурмовых задач, неся при этом немалые потери как от зенитного огня, так и от израильских истребителей. В октябрьской войне 1973 года арабские МиГ-17 - опять-таки ценой немалых потерь - сумели нанести большой урон израильским войскам.

истребитель самолет микояновского кб

МиГ17f кокпит вид из пилотской кабины

Вьетнамская война продемонстрировала, что при адекватной тактике использования в благоприятных условиях самолет истребитель МИГ 17 фото могли успешно бороться с американскими истребителями следующего поколения. Благодаря тому что самолеты ВВС и ВМС США действовали зачастую на предельной дальности, да еще с грузом бомб, легкие, маневренные пушечные МиГ-17, действуя из засад, нападая внезапно и вовлекая противника в маневренный ближний воздушный бой, сумели одержать около 70 воздушных побед, а три пилота добились статуса «асов». Кроме того, в одном случае вьетнамские МиГ-17 сумели атаковать американские эсминцы в Тонкинском заливе.

Самолет истребитель фото

В большинстве стран на боевой службе он заметно пережил своего преемника МиГ-19

фото самолета ВВС СССР

МиГ-17 стал одним из лучших дозвуковых истребителей в мире

Взяв лучшее от грозного МиГ-15, новый истребитель ОКБ-155 превзошел его практически по всем данным, сохранив при этом большую преемственность с предшественником.

Прокоментировать