Советская армия

Ракета Р-23 класса воздух — воздух первая отечественная маловысотная фото

Ракета Р-23 класса воздух - воздух первая отечественная маловысотная фото, правительственным Постановлением, принятым в декабре 1963 года, была задана разработка нового фронтового истребителя-перехватчика (будущего МиГ-23) и ракеты воздушного боя средней дальности К-23 для его вооружения.
Советская ракета Р-23 класса воздух - воздух первая отечественная маловысотная фото, вошедшие в состав вооружения истребителей МиГ-23М, можно считать ответом американскому истребителю F-4 «Фантом» II, вооруженному AIM-7 «Спэрроу» средней дальности.

фото первая отечественная маловысотная ракета Р-23 класса «воздух - воздух»

Ракета Р-23Р класса воздух-воздух на подкрыльевой пусковой установке МиГ-23

Разработка ракеты К-23 велась под руководством В. А. Пустовойтова в московском ОКБ-134 (МЗ «Вымпел»). Работы затягивались - вместе с изменениями требований к истребителю и его технического облика менялся и облик ракет. В частности, постановление, принятое в 1965 году и уточнявшее требования к истребителю, предусматривало обнаружение и поражение скоростных воздушных целей на малых высотах, что ужесточало требования к бортовой аппаратуре и самолета, и ракет. Первоначально предполагалось оснастить К-23 полуактивной радиолокационной головкой самонаведения (РЛ ГСН), принимающей отраженное излучение бортовой РЛС самолета, либо более помехозащищенной комбинированной ГСН, реагирующей как на радиоизлучение, так и на инфракрасное излучение самой цели. Радиолокационная ГСН и радиоканал для комбинированной ГСН разрабатывались в НИИ-339 (НИИ радиостроения, г. Москва) отделом во главе с Е. Н. Геништой. Сама комбинированная ГСН - в ЦКБ-589 (ЦКБ «Геофизика», г. Москва). Заново создавалась элементная база для аппаратуры в виде плоских микромодулей. Для обнаружения пилотом истребителя низколетящих целей на фоне земли и наведения на них «радийных» ракет в том же НИИ-339 Г. М. Кунявский (позднее его сменил В. К. Гришин) и Ю. Г. Винник разрабатывали бортовую РЛС «Сапфир-23». Разработка комбинированной ГСН-23 «Топаз» окончилась неудачей, в итоге К-23 разрабатывалась в «радийном» («изделие 340») и «тепловом» («изделие 360») вариантах. Тепловую (инфракрасную) ГСН также разрабатывало ЦКБ-589. Боевую часть создавало ГСКБ-47 (ГСКБП, г. Москва), маршевый двигатель - КБ-2 московского завода № 81, твердотопливный заряд к нему - НИИ-130 (г. Пермь).
Ракета Р-23 класса воздух - воздух первая отечественная маловысотная фото. Сочетание возможностей фронтового истребителя МиГ-23М, его бортовой РЛС и самих Р-23 обеспечило поражение маловысотных целей на фоне земной поверхности. Это отвечало изменениям тактики ударных самолетов потенциального противника, осваивавших малые и предельно малые высоты.

фото варианта ракеты с полуактивной РЛ ГСН

Ракета Р-23Р на подкрыльевой пусковой установке МиГ-23

Испытания «тепловых» ракет К-23Т начались в 1967 году, «радийных» К-23Р - в 1969-м. Некоторому ускорению доработок К-23Р способствовало изучение трофейной AIM-7E «Спэрроу» (шла Вьетнамская война), однако и далее испытания «радийного» варианта К-23, тесно связанные с состоянием работ по РЛС «Сапфир-23», шли с отставанием от «теплового». Тем не менее в 1973 году госиспытания обоих вариантов закончились. Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 9 января 1974 года на вооружение принят авиационно-ракетный комплекс в составе фронтового истребителя МиГ- 23М, оснащенного РЛС РП-23 (такое обозначение получила «Сапфир-23») и теплопеленгатором ТП-23, и ракет К-23, получивших обозначение

  1. Р-23Р («радийная»)
  2. Р-23Т («тепловая»)

Создание комплекса заняло много времени, но стало важным достижением отечественных конструкторов и промышленности.

ракета с пассивной ИК ГСН

отечественная маловысотная ракета Р-23Т класса «воздух - воздух» фото

Серийное производство Р-23 организовали на киевском Заводе им. Артема (завод № 485), московском заводе «Коммунар», Ковровском механическом заводе. В США и НАТО для ракет Р-23 приняли обозначение АА-7 Apex, соответственно АА-7а - для РТ-23Р и АА-7b для РТ-23Т.

УСТРОЙСТВО РАКЕТЫ фото

Визуальные различия между ракетами Р-23Р и Р-23Т

Ракета Р-23 класса воздух - воздух первая отечественная маловысотная фото ТТХ
Вариант Р-23Р Р-23Т
Максимальная дальность пуска, км:
- из передней полусферы 35 25
- из задней полусферы 15 15
Минимальная дальность пуска, км 2 2
Высота полета цели, м:
- максимальная 25 000 25 000
- минимальная 40 40
Максимальная скорость полета 3 - 3,5 М 3 - 3,5 М
Система наведения полуактивная РЛ ГСН пассивная ИК ГСН
Стартовая масса, кг 223 217
Масса боевой части, кг 25 25
Тип боевой части осколочно- стрежневая осколочно- стрежневая
Длина, мм 4460 4180
Диаметр фюзеляжа, мм 200 200
Размах крыла, мм 1000 1000

Ракета Р-23 класса воздух - воздух первая отечественная маловысотная фото, построена по нормальной аэродинамической схеме с крестообразными крылом и рулями и с добавлением небольших дестабилизаторов на корпусе первого (головного) отсека. Таким образом улучшили её маневренность. В соответствии с разницей аэродинамики размеры дестабилизаторов различаются у Р-23Р и Р-23Т.
Первый отсек фюзеляжа вмещает аппаратуру ГСН. Доплеровская радиолокационная ГСН РГС-23 «радийной» ракеты Р-23Р с многолучевой диаграммой направленности реализует моноимпульсный метод обработки принимаемого сигнала, что повышает помехозащищенность. Здесь отечественные разработчики явно опередили зарубежных «коллег» - только в 1983 году модификация AIM-7M американской «Спэрроу» достигла уровня, сопоставимого с Р-23Р.

фото штурмовика несущего вооружение

Ракеты Р-23 и Р-60 на вооружении МиГ-23М, 1988 год

Первоначальное целеуказание вводится в ГСН ракеты от самолетной аппаратуры перед пуском, однако захват цели по отраженному сигналу бортовой РЛС самолета-носителя РЛ ГСН производит уже после пуска и отхода ракеты от самолета-носителя, после чего начинается полуактивное самонаведение. Тепловая ГСН ТГС-23 ракеты Р-23Т захватывает цель еще на подвесе под самолетом, причем фотоприемник тепловой ГСН для увеличения чувствительности охлаждается сжатым азотом из баллона, размещенного в пусковой установке самолета. После пуска ТГС-23 обеспечивает пассивное самонаведение на цель. Оба варианта: Р-23Т и Р-23Р - допускают обстрел цели из задней и из передней полусферы. Во втором отсеке размещается радиовзрыватель «Чайка» (его передающая и приемная антенны установлены снаружи фюзеляжа), в третьем - автопилот, в четвертом - боевая часть и предохранительно-исполнительный механизм, в пятом - турбогенератор и газогенератор, предназначенный для питания рулевых машинок. Осколочно-стержневая боевая часть обеспечивает радиус поражения цели около 8 м. Шестой отсек занимает твердотопливный маршевый двигатель ПРД-194. Рулевые машинки размещены в хвостовой части вокруг удлиненного соплового блока двигателя.

  • Ракеты Р-23Р и Р-23Т запускаются с подкрыльевых пусковых установок АПУ-23М.
  • Истребители МиГ-23М, МиГ-23МФ, МиГ-23МЛ, МиГ-23МЛД несли по две типа Р-23.
  • Развитием Р-23 стали ракеты Р-24Т и Р-24Р.

Ракета Р-23 класса воздух - воздух первая отечественная маловысотная фото, поставлялись на экспорт в разные страны вместе с МиГ-23. Впервые в боевых условиях Р-23 применены МиГ-23 сирийских ВВС в ходе Ливанской войны 1982 года, среди сбитых ими самолетов были и новые F-16.

Прокоментировать