вооружение армии

Танк Т 34 фото и описание

Танк Т 34 фото и описание

Выпуск танков Т-34 заводами НКТП (в скобках — плановое количество)
Завод 1940 год 1941 год 1942 год 1943 год 1944 год Всего
ХПЗ № 183 (Харьков) 117 (500) 1560 (500) 1677
№ 183 (Нижний Тагил) 25 5684 7466 1838 15 013
№ 112 «Красное Сормово» (Горький) 173
СТЗ (Сталинград) 1256
ЧТЗ (Челябинск) 1055 3594 445 5094
УЗТМ (Свердловск) 267 464 731
№ 174 (Омск)

Всё о танке Т 34.

Тактико-технические характеристики гусеничного танка Т-34 выпуска 1941 года.

Боевая масса, т 26,5
Экипаж, чел. 4
Вооружение
пушка одна 76,2-мм пушка
пулемет два 7,62-мм пулемета
Толщина брони, мм
лоб и борт корпуса 45
башня 45
Двигатель дизель В-2
Мощность, л.с. 500
Максимальная скорость, км/ч 55
Запас хода, км 370

Большинство историков считает танк т 34 «лучшим танком Второй мировой», и тому есть веские причины. Непрерывно совершенствуясь, «тридцатьчетверка» выпускалась на протяжении всей войны, став основным танком Красной Армии.

фото танка Т34 из первой серии

серийный танк Т 34

"Для любителей дебатов" какой танк лучший во второй мировой войне?

Лучший, тот какой может освоить отечественная промышленность воюющего государства, он должен быть технологичным для массового производства, с как можно более высокими характеристиками и параметрами. Для производства танка Т-34 требовалось 8 тыс. человекочасов в 1941 году, в связи с постоянной модернизацией как производства так и конструкции танка до 3,7 тыс. человекочасов в 1943 году. Кстати многие характеристики танка Т34, или лучшие в классе или очень близки к ним. Не спроста и дальнейшее танкостроение Т-54, Т-55 и Т-62 использовало идеи заложенные в Т-34. Не стоит забывать так же, что за пять месяцев войны были потеряны огромные территории, на которых и располагались основные технологические производства. Установленная в танке Т-34 длинноствольная 76,2-мм пушка с дальности 1500 м надежно поражала броню танков T-III и T-IV в любом месте. В то же время 37-мм пушка KwK танка T-III была безопасна для танка Т-34 со всех дистанций, так как ее бронебойный снаряд нa дальности 100 метров имел бронепробиваемость по нормали 38 мм. Короткоствольная 75-мм пушка KwK 37 с длиной ствола 23,5 калибра, установленная в танке T-IV, была совершенно непригодна для борьбы с танками Т-34, так как бронепробиваемость снарядов, имевших начальную скорость всего 385 м/с, была даже ниже, чем у 37-мм пушки танка T-III. В 1940 г. на танке Т-III была установлена 50-мм пушка KwK 38 с длиной ствола 42 калибра, а затем 50-мм пушка KwK 39 с длиной ствола 60 калибров, однако в тех же условиях бронебойный снаряд этих пушек пробивал броню толщиной соответственно 52 и 74 мм. Несмотря на проведенную модернизацию, из-за недостаточной огневой мощи и слабой броневой защиты, не отвечавших возросшим требованиям, основной довоенный танк, воплощавший военную доктрину Германии, уже в 1943 г. сошел с поля боя. За все время выпущено без малого 6000 штук.

самый массовый танк вермахта

Фото PzKpfw III подготовка к атаке

Немного справок, танк т 34, первый танк имеющий наклонную броню (запущенный в серийное производство). Что это даёт? Рикошет снаряда попадающего в броню под углом. При прямом попадании, засчёт наклона например 100 мм брони снаряду надо пробивать уже 150 мм (зависит от наклона брони). Танк т 34 повлиял на все модели танков изготовленных после его появления, например знаменитый немецкий танк "королевский тигр", напоминает своими обводами увеличенную тридцатьчетвёрку. Оговоримся идея наклонной брони не наша, как впрочем и некоторые другие, использована на танке Кристи образца 1931г, этот танк стал основой для разработки танков серии "БТ"(быстроходный танк), а затем уже для Т-34. Подвеска с большими опорными катками, взята также от танка Кристи.

подвеска и идея наклонной брони взяты отсюда

танк Кристи образца 1931г

Факт, из всех государств воюющих во второй мировой войне, только СССР смогло поставить танк т 34 на конвейер для поточного производства. Вроде бы всё просто, на самом деле конструкция танка т 34 и технологические возможности нашей промышленности, в кой веки раз подходят друг к другу. Да были огромные сложности в производстве, не надо думать что конструкция танка была очень простой. Для примера двигатель танк т 34 дизель В-2 мощность 500-600 л.с., энерговооруженность танка Т34, находится на уровне современных танков!!!

Неспроста после первых столкновений немцев с нашими танками, уже осенью 1941 г. немецким конструкторам была поставлена задача по изготовлению нового танка способного противостоять Т 34 и КВ. Рассматривался вопрос о прямом копировании Т34, так вот как раз невозможность произвести немецкой промышленностью дизельный двигатель с силуминовым картером в сжатые сроки, в результате немецкие конструкторы пошли своим путем. На самом деле, дело в топливе, дизель тяжелое топливо. Немцы в большей массе использовали синтетический бензин, отсутствие синтетического диз. топлива и было причиной отказа от дизельных двигателей.

фото двигателя танка т з4, В2

Двигатель танка Т 34 дизель В-2

Далее банальнейшая казалось бы вещь рация. Связь, без неё ты глух и слеп, так до конца войны была редкой вещью, на танке Т34. В основном в танке устанавливали только рацию на прием(да и то во второй половине войны), а в командирские танки и на передачу. На поле боя немцы безошибочно определяли танк командира подразделения по длинной антенне, он то и атаковался в первую очередь, дальнейший бой как правило распадался на фрагменты: каждый за себя, один против всех, ну и так далее.

ДЫРА ОТ БОЛВАНКИ НЕМЕЦКОЙ ПОЛКОВОЙ АРТИЛЛЕРИИ

танк Т 34 фото начала войны

Часто пальму первенства вручают немецкому танку Panzerkampfwagen VI «Tiger I» . «Т VI » — немецкий тяжёлый танк времён Второй мировой войны, подчеркнём "тяжёлый, ему в соперники подавай КВ и ИС, который и создавался для борьба с танками и противотанковыми средствами противника, в частности с Танк т 34 у которого на поле боя были совсем иные задачи: использование для подавления огневых точек обороны противника, поддержка пехоты, прорыв и развитие наступления . В чем сила танка Т-34? Как убедительно показала практика боевого применения, эта машина наиболее удачно сочетала в себе основные параметры, определяющие достоинства танка: огонь, бронирование и маневренность... и не забыв добавить технологичность производства, (около 60 000 танков) совокупность всех этих качеств и позволяет занять пальму первенства лучшего танка Второй мировой войны.

Да танк т 34 можно было модернизировать и усовершенствовать, но так ли просто это было сделать в условиях войны. Из трех заводов выпускающих т 34, только Сталинградский до 42 года выпускал танки, не будучи эвакуированным, харьковский переехал в Нижний Тагил, причём при эвакуации были утеряны большинство технологических чертежей, да и какой то ретивый военком стараясь перевыполнить план по мобилизации, отправил на фронт почти 70% работников завода, и понадобилось личное вмешательство Сталина, для обеспечения рабочих бронью.

Мариупольский завод снабжавший броневой сталью заводы, то же между прочим был потерян, попал под оккупацию в 42 году. Ну а теперь конкретно о танк Т 34.

Фак­ты здесь основательно расходятся с культи­вировавшейся почти полустолетия легендой об инженерно-стратегическом предвиде­нии М.И..Кошкина» (Кстати всего за три гола до этого получившего диплом инжене­ра!), создававшего новый танк «полулегаль­но, в промежутках между основной работой». Как иной раз пишут: Главный конструктор отдела М.И.Кош­кин разрабатывал свою концепцию чисто гусеничного танка На самом деле был официальный заказ Авто-бронетанкового управления Красной Армии!

В начале сентября 1938 года Авто-броне­танковым управлением Красной Армии заводу №183 было поручено разработать и из­готовить один колесно-гусеничный танк с 45-мм пушкой и два гусеничных танка с 76-мм пушками. В связи со срочной разработкой черте­жей встал вопрос о привлечении дополни­тельных конструкторских сил. В начале 1939 года было проведено объединение имевшихся на заводе №183 трех танковых КБ (КБ-190. КБ-35 и КБ-24) в одно под­разделение, которому присвоили шифр — отдел 520. Главным конструктором отдела 520 стал М.И.Кош­кин, начальником КБ и заместителем глав­ного конструктора — А.А.Морозов, замес­тителем начальника — Н.А.Кучеренко.

19 декабря 1939 года было принято постановление Комитета Обороны: Принять на вооружение РККА: ... Танк Т-32 (будующий танк т 34)— гусеничный, с дизельмо-гором В-2, изготовленный заводом N 183 Наркомсредмаша.

Сборку первого А-34 закончили в январе 1940 года, второго — в феврале.
«Первая машина А-34 прошла 200 км ис­пытаний.
Из отчёта при испытаниях: Проходимость хорошая. Видимость в движении отвратительная. Стекла потеют, забиваются снегом через 7 — 10 минут. Дальнейшее движение невозмож­но, требуется прочистка стекол снаружи. В башне с 76-мм пушкой тесно. После 250 км пробега на первом танке А-34 вышел из строя двигатель, проработавший всего 25 моточасов. Стало очевид­но, что завершить весь объем испытаний пробегом в 2000 км до правительственного показа, назначенного на март, не удастся. А без этого танки не могли быть допущены к демонстрации. Тогда-то и возникла идея пе­регона, оба А-34 из Харькова в Москву сво­им ходом и «накрутить», таким образом, не­обходимый километраж. Новые машины понравились вождю, и он распорядился, что­бы заводу №183 была оказана необходимая помощь по устранению имевшихся у А-34 недостатков. После чего танк т 34 начали интенсивно дорабатывать.

Интересно. На опытных машинах использовались только импортные подшипники, надёжность отечественных была очень низка.

На полигон в Кубинку поступили два танка Pz.III. закупленные в Германии после подписания пакта о ненапа­дении. Результаты сравнительных испыта­ний немецкого танка и Т-34 оказались неуте­шительными для советской боевой машины.

Т-34 превосходил «тройку-Pz.III » по вооруже­нию и броневой защите, уступая по ряду дру­гих показателей.

Pz.III имел трехместную башню, более комфор­тные условия для боевой работы членов эки­пажа. Командир имел удобную башенку, обеспечивавшую ему прекрасный обзор, у всех членов экипажа имелись собственные приборы внутренней связи. В башне Т-34 с трудом размешались два танкиста, один из которых выполнял функции не только на­водчика, но и командира танка, а в ряде случаев и командира подразделения. Внут­ренней связью обеспечивались только два члена экипажа из четырех — командир тан­ка и механик-водитель.

Немецкая машина превзошла Т-34 и но плавности хода, она оказалась и менее шум­ной — при максимальной скорости движения

Pz.III было слышно за 150 — 200 м, а Т-34 — за 450 м. А я всегда думал что танк слышно чуть ли не с километра.

Советский танк Т34 подмял под себя PzII

Т-34 ранней серии наехавший на легкий танк Pz.II, предположительно 1942 г

Полной неожиданностью для наших во­енных явилось и превосходство «немца» в скорости. На гравийном шоссе Pz.III разогнался на мерном кило­метре до скорости 69.7 км/ч. Лучший показатель для Т-34 составил 48,2 км/ч. Выделенный же в качестве эталона БТ-7 на колесах развил только 68.1 км/ч!

В отчете об испытаниях отмечались и бо­лее удачная подвеска немецкого танка, вы­сокое качество оптических приборов, удоб­ное размещение боекомплекта и рации, надежные двигатель и трансмиссия.

Тем не менее танк т 34 продолжали делать и сдавать в армию. Заодно начав разрабатывать новую машину — Т 34М, введя в конструкцию прочностные изменения, но и пяти скоростную коробку передач. Новую коробку передач разрабатывать не стали, а в паре со старой 4-скоросгной, установили демуль­типликатор. В результате появилась возможность двигаться на восьми скоростях вперед и двух — назад. Проблемы были и с комплектацией танка пушками.

Та же сцена другой ракурс фото т 34

Т-34 ранней серии наехавший на легкий танк Pz.II.С другого ракурса

Война.

Танк т 34 выпускался на трёх заводах: №183 в Нижнем Та­гиле, СТЗ и №112 «Красное Сормово», и конструкции на заводах несколько отличались друг от друга.

За первое полугодие 41 года к 1 июля сдали армии 1225 тан­ков.

1225 тан­ков Т 34, немалая цифра и почти никакого влияния на ход событий начала войны. Нельзя требовать от любого, даже самого совершенного танка радикального изменения стратегической обстановки на фронте. В условиях столкновения многомиллионных армий на фронте в тысячи километров отдельные танки или даже подразделения танков любого типа теряются среди масс пехоты и артиллерии. Когда приходится латать дыры на фронте, то неизбежно много танков теряется в маршах, бросается из-за нехватки топлива или бесславно гибнет в изолированных контратаках. В качестве причин малой эффективности и высоких потерь Т-34 на начало войны считается слабая освоенность новых танков личным составом (дабы сберечь моторессурс новых танков обучение проходили на Бт-7), тактически неграмотное использование танков(каждому понемногу и растащить по всей линии фронта для поддержки пехоты), дефицит бронебойных снарядов(на самом деле танковое сражение (танки против танков ) не так часто и встречалось, танки должны истреблять противотанковые средства, а если и случалось, Т-34 имея превосходство в защите, подвижности и огневой мощи, из-за перегруженности командира и плохих приборов наблюдения, неудобства и стеснённости работы экипажа, не мог реализовать свое абсолютное огневое превосходство над танками противника. Да и конструктивные недостатки слабо отработанных в серийном производстве машин, самой большой проблемой «тридцатьчетверки», и это подтверждается и немецкими.и американскими документами, стала трансмиссия, и в первую очередь край­не неудачная конструкция коробки передач. Но довайте посмотрим, а как дела обстояли с бронетехникой по ту сторону фронта, у немцев, что из себя представляли немецкие танки Pz I, pz II, Pz III и их модификации.

фото немецкого танка

Легкий немецкий танк Pz 1, прямо скажем машинка не впечатляет

22 июня 1941 года немцы задействовали против Красной Армии 410 танков Pz.l. На первых линиях фронта участвовало около 70 машин.
Еще 245 танков находились в ремонте или проходили переоборудование. Немецкие легкие танки могли вести бой на равных только
с танками как Т-37, Т-38 и Т-40. В остальных случаях могли выручить лишь скорость и мастерство экипажа.
К концу 1941 года практически все Pz.l, задействованные на Восточном фронте, были уничтожены.
В 1942 году боевые потери среди Pz.l составили около сотни машин. Вскоре их сняли с вооружения и вывели из состава полевых частей.

Немецкий Pz1 пробит "cорокопяткой" 45-мм противотанковое орудие, насквозь с вышибом взрывом задней части.

45 мм пушка танк пз пробивала на вылет

мецкий Pz1 пробит "cорокопяткой" 45-мм противотанковое орудие, насквозь с вышибом взрывом задней части

Самоходное орудие на шасси лёгкого танка Pz1. Panzerjaeger 1. Будучи вооружен 47 мм пушкой чешского производства, очень хорошо зарекомендовало себя как истребителя танков.

немецкая самоходка

Самоходное орудие на шасси лёгкого танка Pz1. Panzerjaeger 1

Посмотрим, что представлял из себя лёгкий немецкий танк Pz 2 и его модификации, масса танков была до 10 т.

На начало второй мировой войны танков Pz 2 и его модификации в войсках вермахта было 38%, сами посмотрите на характеристики, и лишь в 1942 году их вывели из состава танковых полков.

ТТХ танков семейства Panzerkampfwagen II

ТТХ танков семейства Panzerkampfwagen II

Pz.Kpfw.II Ausf.a

Pz.Kpfw.II Ausf.b

Pz.Kpfw.II Ausf.c, A, B

Pz.Kpfw.II Ausf.C

Pz.Kpfw.II Ausf.F

Pz.Kpfw.II Ausf.D, E

Размеры

Длина, м

4,38

4,76

4,81

4,81

4,81

4,63

Ширина, м

2,14

2,14

2,23

2,28

2,28

2,30

Высота, м

1,95

1,96

1,99

2,02—2,15

2,15

2,02

Боевая масса, т

7,6

7,9

8,9

9,5

9,5

10,0

Вооружение

Вооружение

1 × 20-мм KwK 30,
1 × 7,92-мм MG-34

1 × 20-мм KwK 30,
1 × 7,92-мм MG-34

1 × 20-мм KwK 30,
1 × 7,92-мм MG-34

1 × 20-мм KwK 30,
1 × 7,92-мм MG-34

1 × 20-мм KwK 38,
1 × 7,92-мм MG-34

1 × 20-мм KwK 38,
1 × 7,92-мм MG-34

Бронирование

Лоб корпуса

13 мм

13 мм

14,5 мм

29—34,5 мм

20—35 мм

30 мм

Борта и корма корпуса

13 мм

13 мм

14,5 мм

14,5 мм

15 мм

14,5 мм

Лоб башни

13—15 мм

13—15 мм

14,5—16 мм

34,5 мм

30 мм

14,5—16 мм

Борта и корма башни

13 мм

13 мм

14,5 мм

14,5 мм

15 мм

14,5 мм

Крыша и днище

5—10 мм

5—10 мм

5—10 мм

5—10 мм

5—15 мм

5—10

Что бы лучше представлять, фото немецкого танк рядом с человеком.

фото немецкого танка Pz

Pz-II в сравнении с человеческим ростом

Танковая колонна немецких танков Pz 2 и Pz 3.

фото немецких легких и средних танков

Немецкие танки в районе Ржева, 1941 год. Слева — легкий танк PzKpfw II, справа — средние танки PzKpfw III

фото подбитого немецкого танка

Немецкие танки Pz.II проезжают мимо подбитого в районе реки Истры

 

подорванные немецкие танки фото

Советские военспецы осматривают подбитый немецкий танк Pz-II

Немецкие пехотинцы атакуют укрывшись за бронёй Pz.II

фото немецкой атаки

Атака немецких пехотинцев под укрытием брони танка Pz.II

Panzerkampfwagen IV (PzKpfw IV, также Pz. IV; Панцеркампфваген IV. У нас именовался как T‑IV — немецкий средний танк периода Второй мировой войны.

Самый массовый танк вермахта за все годы производства выпущено 8686 машин, с 1937 по 1945 год. Серийно было выпущено несколько модификаций.

Что бы противостоять машинам противника (то есть нам) на танке усиливали вооружение и бронирование. Но нам интересен танк Pz. IV начала войны. Что же из себя представлял T‑IV, хотя уже по идее обозначение как T‑IV в корне не верно. У некоторых возникает представление о букве Т, как о тигре, который на полях сражений появился только в 1943 году. С 1941 г. Pz. IV стало рабочей лошадкой немецких танковых войск, сделавшись основным противотанковым средством.

фото немецкий танк Pz. IV

Pz. IV с коротко ствольной пушкой

После того, как изначальную короткоствольную 75-мм пушку заменили 75-мм же орудием длинной 43 калибра (а позднее еще лучшим стволом в 48 калибров). В то же самое время бронирование достигло 50 мм (у некоторых переходных моделей оно составляло 30 + 30 мм, а на поздних модификациях — 80 мм), что превратило PzKpfw IV F в крайне грозное оружие, каковым зарекомендовал он себя в боях с британцами под Эль-Аламейном и с нами на подступах к Кавказу и под Сталинградом.

немецкий танк Pz-IV

Pz-IV с 75-мм орудием длинной 43 калибра, фото 42 год

Но это потом, а в 41 всё было не так радужно.

Немцы писали: «По­давляющее большинство КПП в танках на­ших противников (имеются в виду Т-34 и KB) плохо переключается, от­части от того, что в большинстве случаев это — простая система передвигаемых шес­терен: кроме того, заднее расположение дви­гателя и КПП в танках, делает необходимы­ми длинные рычаги управления передачами, имеющими большой мертвый ход. вслед­ствие наличия промежуточных звеньев, что вызывает при быстрых переменах скоростей неправильные переключения. В плохом пе­реключении кроется самая большая слабость советского танка Т-34. Следствием этого яв­ляется сильный износ сцепления. Почти все захваченные нами танки при сохранности всех остальных частей вышли из строя из-за повреждения сцепления».

фото дополнительной брони танка т 34

Экранировка дополнительной бронёй среднего танка Т 34, вскоре от нее отказались

Обратите внимание на дополнительное бронирование танка, та к вот вскоре от него отказались, так как имеющиеся бронирование способно было противостоять огневому воздействию, с наиболее вероятными противниками столкновения. А от 88 мм зенитки не мог помочь любой дополнительный обвес.

Из-за быстрого износа, а также вследствие неудачной конструкции главный фрикцион почти никогда не выключался полностью, его «вело» и переключить передачу в таких условиях было сложно. При невыключенном главном фрикционе «воткнуть» нужную пе­редачу удавалось только очень опытным механикам-водителям. Остальные же поступа­ли проще: перед атакой включалась 2-я пе­редача (стартовая для Т-34). а с двигателя снимался ограничитель оборотов. В движе­нии дизель раскручивали до 2300 об/мин, танк же, соответственно, разгонялся до 20 — 25 км/ч. Изменение скорости осуществля­лось изменением числа оборотов, а попрос­ту—сбросом «газа». Эта солдатская хитрость уменьшала и без того небольшой моторесурс двигателя. Впрочем, редкий танк доживал до выработки его «сердцем» даже половины этого ресурса.

Нельзя признать удачным и по бортное расположение топливных баков, да ещё в боевом отделении и без выгородок. Не от хорошей жизни танкисты стремились перед боем заполнить баки до отказа — пары со­лярки взрываются не хуже бензиновых, сама солярка — никогда.

фото подбитого т34

Конструктивный недостаток, у танка Т 34 оторвало по сварке весь левый верхний борт, скорее всего от взрыва паров солярки

Суммируя вышесказанное, можно сделать вывод, что в 1941 году основными недостат­ками танка Т-34 были теснота боевого отде­ления, плохая оптика и неработоспособные или почти неработоспособные двигатель и ненадёжная трансмиссия. Недостаток ремонтно-эвакуационных средств и главное быстрое перемещение линии фронта(танковый прорыв, охват, котел) , что заставляло бросать вышедшие из строя, но ремонтопригодные танки, да и просто приходилось оставлять, банально кончалось горючее. До осени 1941 г практически нет сведений и упоминаний, что Т 34 доставляет какие то проблемы немецким войскам.

И тут с осени начинается, хотя количество танков и не настолько большое в войсках, может просто воевать и применять правильно научились. Гейнц Гудериан в 1941 году командующий 2-й танковой группы, его высказывания из книги "Воспоминания солдата" особое внимание на дату.

"6 октября...Впервые проявилось в решающей форме превосходство русскиДивизия понесла значительные потери."
"Подбитые с обеих сторон танки еще оставались на своих местах. Потери русских были значительно меньше наших потерь."
"В бой было брошено большое количество русских танков Т-34, причинивших большие потери нашим танкам. Превосходство материальной части наших танковых сил, имевшее место до сих пор, было отныне потеряно и теперь перешло к противнику."
"Южнее Мценска 4-я танковая дивизия была атакована русскими танками, и ей пришлось пережить тяжелый момент. Впервые проявилось в резкой форме превосходство русских танков "Т-34". Дивизия понесла значительные потери."

Но почему то месяцем ранее он произносит совсем другие слова "...советский танк "Т-34" является типичным примером отсталой большевистской технологии. Этот танк не может сравниться с лучшими образцами наших танков, изготовленных верными сынами рейха и неоднократно доказавшими свое преимущество..." - это письмо Гейнца Гудериана, прочитанное и зафиксированное в протокольной записи совещания руководства танковых войск в ставке Гитлера от 21 октября 1941 г.

"проявилось в решающей форме превосходство русских танков Т-34" или "советский танк "Т-34" является типичным примером отсталой большевистской технологии" чему верить?

ДЫРА ОТ БОЛВАНКИ НЕМЕЦКОЙ ПОЛКОВОЙ АРТИЛЛЕРИИ

танк Т 34 фото начала войны

А всё просто Лангеман (прямой подчинённый Гейнц Гудериана ). Его дивизия встретила атаку катуковцев в колонне, не развернутая в боевые порядки. Командование дивизии прошляпило появление наших танков.Нормально организованная разведка могла своевременно предупредить танковую колонну о приближении советских танков. Учитывая, что колонна танковой дивизии - это не только и не столько танки, но артиллерия и пехота, организовать оборону с использованием адекватных противотанковых средств в лице 50-мм противотанковых пушек, 88-мм зениток и корпусных орудий не представляло особых сложностей. Но этого сделано не было, что привело к избиению немецких танков в походной колонне. Естественно, что признавать свои ошибки командование 4-й танковой дивизии не желало и предпочло свалить свои просчеты на великую и ужасную технику русских. Гудериан при этом не мог не поддержать доклад Лангемана, поскольку в неприятную историю попал его непосредственный подчиненный.

Из воспоминаний немецких солдат (вот этим ребятам некого было прикрывать кроме собственной шкуры) "когда впервые появились русские танки «Т-34»! Изумление было полным. Как могло получиться, что там, наверху, не знали о существовании этого превосходного танка? «Т-34» с его хорошей броней, идеальной формой и великолепным 76, 2-мм длинноствольным орудием всех приводил в трепет, и его побаивались все немецкие танки вплоть до конца войны. Что нам было делать с этими чудовищами, во множестве брошенными против нас? В то время 37-мм пушка все еще была нашим сильнейшим противотанковым оружием. Если повезет, мы могли попасть в погон башни «Т-34» и заклинить его. Если еще больше повезет, танк после этого не сможет эффективно действовать в бою. Самая уязвимая часть танка Т 34, гусеницы, разрывалась от попадания любого снаряда. Единственный выход оставляло 88-мм зенитное орудие(88-мм зенитка "Флак-36"). С его помощью можно было эффективно действовать даже против этого нового русского танка. Поэтому мы стали с высочайшим уважением относиться к зенитчикам, которым до этого от нас доставались лишь снисходительные улыбки.

знаменитая немецкая зенитка флак

88-мм зенитное орудие("Флак-36") гроза для наших танков Т 34 и КВ

Примеров успешной борьбы немцев с "Т-34" можно перечислить не меньше, чем примеров возвращения танка из боя с сотней вмятин в броне. С первых дней войны вермахт сталкивался с новыми советскими танками, испытывал затруднения в борьбе с ними, но в конечном итоге эти проблемы решались. В дневнике Гальдера читаем запись, датированную 12 июля 1941 г.: "Борьба с танками. [...] Большинство самых тяжелых танков противника было подбито 105-мм пушками, меньше подбито 88-мм зенитными пушками".

Средств защиты и нападения всегда крайне широки. Ассортимент артиллерийского вооружения армии Второй мировой войны был настолько широк, что практически с любой новинкой было чем бороться. Во всех армиях мира были 76,2-90-мм зенитные орудия с высокой начальной скоростью снаряда, способные бороться практически с любой бронетехникой тех лет. Обычными для большинства стран были также корпусные орудия, предназначенные изначально для борьбы с артиллерией противника на дальних дистанциях. Поэтому "неуязвимость" любого тяжелого или не очень танка была весьма условной.

Может всё дело в фильтрах? Известно что они были очень плохи.

В результате этого мотор не развивает полной мощности, попадающая к цилин­дры пыль ведет к очень быстрому срабаты­ванию их. падает компрессия, и мотор теря­ет еще больше мощности. Иногда расход масла составлял до 30 литров на 1 мото-час.

Как довод против танка Т 34 иногда приводят испытания переданных в США советской стороной в конце 1941 г. для ознакомленияТ-34 и KB-1 работниками Абердинского испытательного полигона США.

танк который испытывали американцы

Машина завода № 183, отправленная в США для испытаний. Собрана и отделана особо тщательно, имеет башню Мариупольского завода, а также обрезиненные катки

Краткие выдержки.

Состояние танков
Средний танк Т-34, после пробега в 343 км, окончательно вышел из строя и не может быть отремонтирован. Причина: вследствие чрезвычайно плохого воздухоочистителя на дизеле, в мотор набилось очень много грязи и произошла авария, в результате которой поршни и цилиндры разрушились до такой степени, что их невозможно отремонтировать. Танк с испытаний снят и намечено прострелять его пушкой танка KB и своей "3" - пушкой танка М-10, после чего он будет направлен в Абердин, где его разберут и оставят как экспонат. Тяжелый танк KB всё ещё ходит, и его продолжают испытывать, хотя имеется очень много механических неполадок.

Силуэт-конфигурация танков
Форма корпуса наших танков нравится всем без исключения. Особенно хорош Т-34. Все сходятся во мнении, что форма корпуса Т-34 лучшая, чем на всех известных американцам машинах. KB - хуже, чем на любом из существующих в Америке танков.

Броня
Химический анализ брони показал, что на обоих танках броневые плиты имеют неглубокую поверхностную закалку, тогда как основная масса броневой плиты представляет собой мягкую сталь. В связи с этим американцы считают, что, изменив технологию закалки броневых плит, можно значительно уменьшить толщину ее, оставив ту же стойкость на пробиваемость. В результате этого танки могут быть облегчены по весу на 8-10% со всеми вытекающими отсюда последствиями (увеличение скорости, уменьшение удельного давления и т.д.)

Корпус
Основным недостатком является водопроницаемость как нижней части при преодолении водных преград, так и верхней части во время дождя. В сильные дожди в танк через щели натекает много воды, что ведет к выходу из строя электрооборудования и даже боеприпасов. Расположение боеприпасов очень нравится.

Башня
Основной недостаток - очень тесная. Американцы не могут понять, каким образом наши танкисты могут в ней помещаться зимой, когда носят полушубки. Очень плохой электромеханизм поворота башни. Мотор слаб, очень перегружен и страшно искрит, в результате выгорают сопротивления регулировки скоростей поворота, крошатся зубья шестерёнок. Рекомендуют переделать на гидравлическую систему или просто на ручную.

Вооружение Пушка Ф-34 - очень хорошая. Проста, безотказно работает и удобна в обслуживании. Недостаток - начальная скорость снаряда значительно ниже американской "3" (3200 футов против 5700 футов в секунду).
Прицел. По конструкции лучший в мире, но качество оптики оставляет желать лучшего.

фото брони немецкого танка Т II

Красноармеец осматривают подбитый немецкий танк Pz-II, можно судить о броне танка

Гусеницы
Идея стального трака очень нравится американцам. Но они считают, что пока не будут получены отзывы о сравнительных результатах применения стальных и резиновых гусениц на американских танках в Тунисе и других активных фронтах, нет оснований отказываться от своей идеи - резиновых. Недостатком нашей гусеницы, с их точки зрения, является легкость ее конструкции. Может быть легко повреждена снарядами малых калибров и минами. Пальцы чрезвычайно плохо калены и сделаны из плохой стали, в результате очень быстро срабатываются и гусеница часто рвется. Идея забивания пальцев об упор на корпусе танка - вначале очень понравилась, но во время эксплуатации, после некоторой сработки пальцев, их начало гнуть об упор, что вело к очень частым обрывам гусениц. Считают, что за счет уменьшения толщины брони следует утяжелить гусеницы. Нравится также ширина гусеницы.

Подвеска
На танке Т-34 - плохая. Подвеска типа "Кристи" давно была испытана американцами и от нее безоговорочно отказались. На нашем танке она, из-за плохой стали на пружинах, очень быстро проседает и в результате заметно уменьшается клиренс. На танке KB подвеска очень хорошая.

Мотор
Дизель хороший, легкий. Идея применения на танках дизелей целиком разделяется американскими специалистами и военными, но, к сожалению, все дизельные моторы, выпускаемые заводами США, забирает Военно-Морской флот и поэтому армия лишена возможностей устанавливать дизели на своих танках. Недостатки нашего дизеля - преступно плохой воздухоочиститель на танке Т-34. Американцы считают, что только саботажник мог сконструировать подобное устройство. Для них непонятно также, почему в нашем наставлении его называют масляным. Испытания в лаборатории и испытания его показали, что:
1. Воздухоочиститель вообще не очищает воздуха, попадающего в мотор;
2. Пропускная способность его не обеспечивает приток необходимого количества воздуха даже при работе мотора вхолостую.
В результате этого мотор не развивает полной мощности и попадающая в цилиндры пыль ведет к очень быстрому срабатыванию их, падает компрессия и мотор теряет ещё больше мощности. Кроме того, фильтр изготовлен с механической точки зрения чрезвычайно примитивно: в местах точечной электросварки металл прожжен, что ведет к вытеканию масла и т. д. На танке KB фильтр изготовлен лучше, но и он не обеспечивает притока в достаточном количестве нормально очищенного воздуха.
На обоих моторах плохие стартеры - маломощные и ненадежной конструкции.

Трансмиссия
Вне всякой критики - плохая. Произошел интересный случай. Работавший по ремонту трансмиссии танка KB, был поражен тем, что она очень похожа на те трансмиссии, с которыми он работал 12-15 лет тому назад. Была запрошена фирма. Фирма прислала чертежи своей трансмиссии типа А-23. К всеобщему удивлению, чертежи нашей трансмиссии оказались копией присланных. Поразило американцев не то, что мы скопировали их конструкцию, а то, что была скопирована конструкция, от которой они отказались 15-20 лет тому назад. Американцы считают, что со стороны конструктора, поставившего ее в танк, проявлена нечеловеческая жестокость по отношению к водителям (трудно работать). На танке Т-34 трансмиссия также очень плохая. Во время ее эксплуатации на ней полностью выкрошились зубья на всех шестернях). Химический анализ зубьев шестерен показал, что термическая обработка их очень плохая и не отвечает никаким американским стандартам для подобных частей механизмов.
Бортовые фрикционы Вне всякой критики - плохие. В Америке от установки фрикционов, даже на тракторах, отказались несколько лет тому назад (не говоря уже о танках). Кроме порочности самого принципа, наши фрикционы имеют чрезвычайно небрежную механическую обработку и плохие стали, что ведет к быстрому износу, облегчает проникновение грязи в барабаны и ни в коем случае не обеспечивает надежной работы.

ФОТО танк т 34 абердинскИЙ полигон

танк т 34 на абердинском полигоне, литая башня и пушка Ф32

Общие замечания
Танки, с американской точки зрения, тихоходные. Оба наши танка преодолевают склоны хуже, чем любой из американских танков.
Сварка броневых плит чрезвычайно грубая и небрежная.
Радиостанции при лабораторных испытаниях оказались неплохими, однако из-за плохой экранировки и плохих защитных устройств после их установки в танки не удалось иметь нормальной связи на дистанцию большую, чем 10 миль. Компактность радиостанций и их удачное расположение в машинах очень нравится.
Мехобработка деталей оборудования и частей за редким исключением очень плохая. Особенно американцев возмутила безобразная конструкция и чрезвычайно плохая работа кулисы передач на танке Т-34. После долгих мучений они сделали новую и ею заменили нашу.
Все механизмы танков требуют чрезвычайно много регулировок.

Выводы-предложения

  1. На обоих танках немедленно заменить воздухоочистители моделями с большей пропускной способностью и действительно очищающими воздух.
  2. Следует изменить технологию закалки броневых плит, это увеличит стойкость на пробиваемость при такой же толщине или же при уменьшении толщины - уменьшит вес, следовательно, расход металла.
  3. Утяжелить гусеницы.
  4. Заменить существующую трансмиссию устаревшей конструкции американской "Final Drive", это значительно повысит маневренность танков.
  5. Соответственно отказаться от применения бортовых фрикционов.
  6. Упростить конструкцию мелких деталей, повысить их надежность и максимально уменьшить необходимость большого количества регулировок.
  7. Сравнивая американские и русские танки - очевидно, что вождение последних значительно труднее. От русского водителя требуется виртуозность при переключении передач на ходу, особый опыт в пользовании бортовыми фрикционами, большой опыт механика и уменье поддерживать танк в ходовом состоянии (регулировка и ремонт непрерывно выходящих из строя деталей), что сильно усложняет подготовку танкистов-водителей.
  8. Судя по образцам, русские при производстве танков мало уделяют внимания тщательности обработки, отделке и технологии мелких частей и деталей, что приводит к потере всех преимуществ, вытекающих из хорошо, в общем-то, продуманной конструкции танков.
  9. Несмотря на преимущества применения дизеля, хороших контуров танков, толстой брони, хорошего и надежного вооружения, удачной конструкции гусениц и т. д. русские танки значительно уступают американским по простоте вождения, маневренности, силе огня, скорости хода, надежности механических конструкций и простоте регулировок.

Начальник 2-го управления Главразведуправления Красной Армии Генерал-майор танковых войск Хлопов.

Может всё верно? Осень, грязь, сыро, пыли почти нет. Воздухоочисти­телю «Помон» установленному на танке, чистить почти нечего, да и снег выпал рано, прохладно идеальные условия для работы сильно нагруженного танкового мотора. Частично наверное так.

С точки зрения американцев Т 34 в общем то и не танк. Как он вообще может воевать?

Но считающийся самым лучшим из американских танков Второй Мировой войны М4 Scherman был снят с производства еще до конца войны, тогда как Т-34 почему то производился некоторыми странами вплоть до 1975 года. Если сравнить технические данные Т-34 с американскими, английскими, немецкими машинами используемые в армиях на начало войны, не у одной из сторон не было и близко нечего подобного (в сбалансированности всех характеристик).

Весной 1942 года внедрена машинная формовка, но это потребовало совершенно новой конст­рукции башни. Она вошла в историю как башня так называемой «шести­гранной», или «улучшенной» формы, что весьма условно, это определение целиком относится к технологии изготовления. Танкис­ты её звали «гайка», за свою правильную форму. Постоянный количественный рост выпуска танков, привел к кризису их качества. Причем мно­гие из недостатков до стран­ности совпали с указанными в отчете после испытаний трех се­рийных танков Т-34 осенью I940 года.

В течение второй половины 1942 — первой половины 1943 года на Т-34 было введено много изменений и усовершенствований. С осени 1942-го начали устанавливать кормовые наружные топливные баки прямоугольной или бортовые цилиндри­ческой (на танках выпуска ЧтКЗ) формы. С кон­ца ноября на танк вернули ведущее колесо с роликами, ввели штампованные опорные кат­ки с резиновыми бандажами. Воздухоочисти­тели "Циклон» начали устанавливаться с янва­ря, а пятискоростная коробка передач — с мар­та—июня I943 года. Кроме того, до 100 арт выстрелов был увеличен боекомплект, вве­ден вытяжной башенный вентилятор, в 1943 году перископический прицел замени­ли командирской панорамой ПТК-5. внедри­ли много других более мелких усовершенство­ваний: десантные поручни на башне и т.д, с лета 1943 года на Т-34 начали устанавли­вать командирскую башенку, в таком виде танк Т-34 состоял в серий­ном производстве до середины 1944 года.

Прокоментировать